Единый госэкзамен, который по обязательствам перед Советом Европы обязана проводить Россия, в последние годы стал постоянным раздражителем общественного сознания. А действия министра образования и науки Дмитрия Ливанова, которые он называет дальнейшей стратегической реформой образования в стране, многие критики определяют как похороны отечественной школы.
Единый государственный экзамен стал унитарной формой сдачи экзаменов с 2009 года: ученикам предлагается ответить на письменные тесты, которые называются контрольно-измерительными материалами. Теперь, по словам министра Ливанова, нужно создать систему, в которой сохранилось бы место для оценки креативных, творческих качеств нестандартно мыслящей молодежи. Реальность, к сожалению, сегодня такова, что бывшая советская просветительная система потеряла своих лучших выпускников, успешно работающих сегодня на благо США, Израиля, Великобритании и других развитых стран, а новой системе российского образования похвастать пока нечем.
"Объективность" единого государственного экзамена
Одна из причин, по которой новая система единого экзамена воспринимается в штыки — коррумпированность общественного образования. Некоторые учителя за плату помогают своим учениками успешно сдавать экзамены. К тому же экзаменационная сессия этого лета была омрачена скандалами: школьники покупали в Интернете экзаменационные вопросы и скачивали ответы.
Неожиданным оказался тот факт, что сдать экзамены в глухой деревне намного проще, чем в городе. Поэтому образовательная система России стала свидетелем массовой миграции тестируемых в сельские районы, где ЕГЭ проводился очень демократично: с использованием смартфонов, ноутбуков и другого подспорья.
Читайте также: Жертвы и уроки горячего сезона ЕГЭ
Телефон общественной палаты России разрывался от жалоб на директоров школ и учителей, которые в массовом порядке брали взятки за помощь при тестировании. В некоторых районах РФ единый государственный экзамен превратился в состязание родительских кошельков.
Многочисленные выпускники дагестанских школ получили самый высокий бал по русскому языку, впоследствии поразив абсолютной безграмотностью приемные комиссии вузов. Как отмечает Юрий Амосов, директор по инновациям при правительстве РФ, в текущем году зафиксирована глобальная утечка тестовых заданий. Подростки, первыми сдавшие экзамен на Дальнем Востоке, поделились в режиме онлайн экзаменационными вопросами с учениками других часовых поясов. Как это пресечь? Ведь экзамен не может быть принят одновременно во всех регионах, поскольку на территории РФ насчитывается 9 часовых поясов. Рособрнадзор обнаружил около 30 случаев, когда экзаменационные вопросы размещали в социальных сетях и интернете. Последовали выводы, вследствие чего у некоторых выпускников результаты тестов были аннулированы.
Виктор Панин, глава Общества по защите прав потребителей в сфере образования, полагает, что общеобразовательная система, сделав ставку на ЕГЭ, определила, что будущее выпускника полностью зависит от результатов тестов. А это и приводит к массовым злоупотреблениям. В высоких итоговых баллах заинтересованы не только учащиеся и их родители, но учителя и даже власти, для которых ЕГЭ может стать критерием оценки их собственной работы. Поэтому, в качестве методов борьбы с преждевременным открытием тестовых заданий будут использованы радикальные меры, вплоть до уголовного преследования.
Реформа российского образования
Уже сегодня министр образования и науки России Дмитрий Ливанов готов представить новый стандарт образования, который будет поэтапно вводиться в систему до 2020 года. Согласно предполагаемой реформе, базовый набор предметов будет включать: русский язык, русскую литературу, историю, математику, технику безопасности, физвоспитание. В качестве предметов естествознания будут предлагаться биология, физика и химия. Ученики самостоятельно смогут выбирать предметы, которые они хотели бы изучать более углубленно.
Часть преподавателей считает, что столь толерантный подход к учебе позволит школьникам посещать занятия по дисциплинам, которые им интересны, игнорируя другие, не менее важные. Понятно, что такое упрощенчество приведет к однобокости общесистемного образования и развития личности. ЕГЭ также предполагается разбить на три степени сложности. В результате в высшие учебные заведения попадут те, кто сдаст последний, расширенный уровень.
Единый государственный экзамен в РФ по-прежнему не находит всеобщего одобрения и понимания. Его противники говорят, что с помощью этих тестов нельзя оценивать реальные знания учеников, тем более при его сдаче дети находятся под влиянием сильного стресса.
В свою очередь, государственные чиновники из министерства образования в целях предотвращения нарушений в процессе проведения ЕГЭ предполагают обратиться к услугам сторонних наблюдателей (родители учеников допускаться не будут). Словом, своего рода аутсорсинг, известный по реформам в обороне времен министра А. Сердюкова.
Некоторым специалистам в системе просвещения подобные реформы кажутся не эффективными, поскольку в образовании сформировалась модель материального и регионального неравенства: для разных слоев общества существуют общеобразовательные, специализированные и элитные школы. Кроме того, преподаватели и ученики сетуют, что экзамены по тестам сложно назвать справедливыми — они не в состоянии определить творческий уровень школьника.
В любом случае, если Российская Федерация не сможет победить коррупцию, пропитавшую всю систему образовании, и добиться международного признания дипломов о получении высшего образования, все перечисленные меры окажутся бессмысленными.
Критерии оценки учебных заведений и учеников
В продолжение реформы школьного образования запланированы изменения и в высших учебных заведениях. На протяжении 2013 и 2014 годов будет сделана оценка качества их деятельности, по ее итогам часть вузов будет закрыта. Основными критериями, по мнению Министерства образования, будут: заработная плата профессоров по отношению к средней заработной плате по России, заработок выпускников по истечению пяти лет после выпуска, процент учеников, чьи академические знания позволили им поступить в другие учебные заведения без сдачи вступительных экзаменов, наличие проводимых научных работ и исследований.
Читайте также: Бюджетные места: лириков меняем на физиков
Общероссийский профсоюз образования в лице его нынешнего президента Галины Меркуловой высказал опасения, что такие кардинальные меры, как упразднение учебных заведений, не всегда сочетаются с соблюдением прав человека. Обучение в том или ином учебном заведении зачастую обусловлено возможностью нести расходы на питание и жилье для учащегося, а ликвидация одних учебных заведений может привести к перекосу в численности учащихся в других.
Разработка критериев, какой быть реформе в образовании, в любом случае займет какое-то время, на протяжении которого станет понятно, можно ли создать на базе предлагаемых процедур объективную систему тестирования знаний.
Ситуация усложняется тем, что остается не отработанной текущая модель оценки, на которую будет фактически наложен плохо прогнозируемый механизм дифференцирования творческой молодежи. Стандартизация знаний и навыков, присущая современной российской средней школе, по сути, не способна воспитать творческую думающую личность, способную на основе многовариативного анализа принимать взвешенные, самостоятельные решения. А это значит, что под угрозой находится будущее страны, в экономику и культуру которой придут невежественные специалисты с блестящим дипломом ЕГЭ.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.