Ровно сто лет назад, в майский день 1913 года, в Вене покончил с собой полковник австрийского Генштаба Альфред Редль. Офицер контрразведки, двойной агент. Он шпионил в пользу царской России, республиканской Франции, а может, еще и Италии. Тайна его жизни и смерти до сих пор будоражит умы сценаристов и режиссеров, снявших уже пять версий событий.
В неведении остались бы не только мы, рядовые читатели и обыватели, но и тогдашние вершители судеб Европы — сто лет назад об этом суициде знали всего десять человек. Император Дунайской монархии Франц Иосиф и наследник трона герцог Франц Фердинанд (именно его убийство год спустя послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны) должны были оставаться в неведении. Однако такая секретность не смогла уберечь от утечки информации, которая случилась по вине… футбола.
В понедельник 26 мая 1913 года одна из пражских газет опубликовала отчет о состоявшемся накануне футбольном матче и проигрыше местной команды DBC Sturm Prag. "Штурм" проиграл из-за отсутствия двух своих ведущих игроков, одним из которых был слесарь Вагнер. Капитан команды поинтересовался, почему его товарищ по игре пропустил матч. Слесарь объяснил, что в тот день в Вене по приказу военных он вскрывал несколько замков в доме какого-то умершего офицера.
Читайте также: Шевалье д'Эон: женщина в мужчине
В присутствии нескольких высоких военных чинов Вагнер открыл двери дома, взломал все ящики письменного стола, конторки и гардероба. При обыске были найдены военные карты и планы, фотографии и большая сумма денег. Часть документов была написана на русском языке. Ничего не подозревавший Вагнер рассказал эту историю капитану своей команды Эгону Эрвину Кишу (Egon Erwin Kisch), бывшему в то время репортером немецкоязычной местной газеты Bohemia ("Богемия") и иностранным корреспондентом берлинской газеты Berliner Tagblattes.
Тому лишь осталось соединить рассказ Вагнера с некрологом, в котором сообщалось о самоубийстве полковника Альфреда Редля (Oberst Alfred Redl), начальника генерального штаба VIII корпуса в Праге. Однако как написать о русском шпионе, свившем свое гнездо в самом сердце Австро-Венгерской монархии? За подобную публикацию по головке не погладят. И тогда ушлый газетчик дал опровержение, из которого следовало, что полковник Редль несмотря на "появившиеся в военных кругах слухи", "не выдавал военные секреты и не занимался шпионажем в пользу России". Император и престолонаследник узнали о существовании русского агента лишь из газетной публикации.
По мнению современного австрийского исследователя Михаэля Горовица (Michael Horowitz), вся история со слесарем была выдумана Кишем, чтобы скрыть имя подлинного высокопоставленного информатора и осведомителя журналиста.
Замечательный австрийский писатель Стефан Цвейг (Stefan Zweig) имел с полковником Редлем, по его словам, "только шапочное знакомство". "Он (Редль — ред.) жил через квартал от меня, — писал Цвейг в своей романизированной биографии "Вчерашний мир" (Die Welt von Gestern). Однажды в кафе мой друг, прокурор Т., представил меня почтенному, располагающей наружности господину, курившему сигару, и с тех пор мы при встрече раскланивались друг с другом. Но лишь впоследствии мне открылось, что вся наша жизнь окутана тайной и как мало мы знаем о людях, живущих бок о бок с нами. Этот полковник, выглядевший заурядным, добросовестным австрийским служакой, был доверенным лицом наследника престола; ему было поручено ответственнейшее дело: руководить армейской секретной службой и бороться с военной разведкой противника".
Альфред Редль родился 14 марта 1864 г. в городе Лемберг (ныне Львов) — тогдашней столице коронной земли Королевства Галиции и Лодомерии. (Kronland Galizien und Lodomerien). У родителей Франца и Матильды Редль было семеро детей. Двое сыновей пошли по стопам отца и стали кадровыми офицерами, один — архитектором, один — юристом и один стал железнодорожным служащим, тоже как отец, к тому времени сменивший офицерский мундир на гражданский китель. Отец Редля предполагал, что залогом успешной карьеры может служить знание иностранных языков и его дети воспитывались сразу на трех — на польском, на русинском и на немецком.
Альфред Редль был из числа наиболее блестящих офицеров австро-венгерской армии. Кроме полученных глубоких знаний, он отличался трудолюбием. Во главе военной разведки Дунайской монархии, так называемого Бюро учета информации (Evidenzbüro или Evidenzbureau), стоял барон Артур Гизль фон Гизлинген (Arthur Giesl Freiherr von Gieslingen), подчиненным которого был Редль. Толковый сотрудник настолько понравился барону, что когда он пошел на повышение, то назначил Редля начальником штаба. 1 октября 1900 года Редль возглавил контрразведку и занимал этот пост до 1905 года.
Глава Охранного отделения полковник Николай Степанович Батюшин направил в Вену в 1901 году своего агента — в совершенстве владеющего немецким языком прибалтийского немца по имени Пратт (Pratt). Спустя два года остзейский немец прекрасно справился со своим заданием. Выяснив, что контрразведчик капитан Редль состоит в гомосексуальной связи с лейтенантом Метерлингом (Meterling) из 3-го драгунского полка.
В 2012 году в одном из венских издательств вышла книга Верены Моритц и Ханнес Ляйдингер "Полковник Редль. Дело о шпионаже, скандал, факты" (Verena Moritz, Hannes Leidinger: Oberst Redl. Der Spionagefall, der Skandal, die Fakten). Авторы в ней утверждают, что ни в одном из московских архивов им так и не удалось разыскать документы, подтверждающие гомосексуализм полковника Редля. Это был не шантаж Охранки, а инициатива самого Редля, который остро нуждался в деньгах, чтобы вести роскошный образ жизни. Сведения Редль передавал сначала русскому военному атташе барону де Роопу, а после того, как тот вынужден был покинуть страну из-за обвинения в шпионаже, полковнику Митрофану Марченко. В октябре 1907 года последний отзывался о Редле, как о "коварном, замкнутом, сосредоточенном в себе и сознающим свой долг циником, с хорошей памятью… Очаровательный, мягкий человек с кроткими словами… скорее хитрый и двуличный, чем умный и талантливый".
Как свидетельствует Цвейг, "в 1912 году, во время балканского военного кризиса, когда Россия и Австрия готовились к войне друг с другом, важнейший секретный документ австрийской армии — "Стратегический план" — был продан в Россию; в случае войны это могло привести к беспримерной катастрофе, поскольку русские заранее узнали каждый возможный шаг, всю тактику наступления австрийской армии". 18 октября 1912 г. Редля перевели в Прагу, назначив начальником генштаба VIII корпуса. Это затрудняло встречи со связниками. Шпионские делишки Редль обделывал пересылая информацию по почте и получая таким же образом плату. В конце концов это и сгубило тайного агента.
В руки австрийской контрразведки попало два письма, адресованных некоему Никону Ницетасу (Nikon Nizetas), судя по штемпелю посланных до востребования на девиз "Бал-маскарад" из Эйдткунена (Eydtkuhnen - сегодня поселок Чернышевское в Калининградской области) — маленькая пограничная станция в Восточной Пруссии. В одном письме было 6 тысяч австрийских крон, в другом — 8 тысяч крон. Сопроводительных бумаг в конверте не было. Сыщикам оставалось проследить за человеком, который придет за письмами.
Полковника выследили вплоть до гостиницы, где он остановился и, пока шли переговоры с руководством, не выпускали шпиона из своего поля зрения. Стефан Цвейг описал метания Редля: "Куда бы он ни направлялся, он повсюду встречал хорошо знакомые лица следовавших за ним агентов тайной полиции, а когда он возвратился в гостиницу, то в его комнату вошли двое офицеров и положили перед ним револьвер. Ибо тем временем в Хофбурге (резиденция Габсбургов — ред.) было решено покончить без шума с этим делом, столь позорным для австрийской армии. Оба офицера дежурили у дверей комнаты Редля в гостинице Кломзера до двух часов ночи. И лишь тогда изнутри послышался выстрел".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.