Школы должны возвращать государственные деньги, выделенные на обучение в образовательном учреждении, тем семьям, которые избрали для своих детей домашнее образование. Принцип подушевого финансирования превращает школы в прямых конкурентов тех родителей, которые готовы своими силами и за счет привлеченных специалистов, давать знания своим детям.
В прошлом году Госдума и Совет Федерации приняли закон "Об образовании в РФ". Он был подписан Президентом РФ и вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Школьные коллективы, борясь за деньги, превращаются едва ли не в мафиозные структуры, так как количество учеников теперь определяет объем распределяемых на школу ресурсов. И образовательные учреждения любыми способами намерены сохранять количество рублей, примерно 100 тысяч в среднем, поступающих ежегодно для обучения каждого ребенка.
"Сегодня школы воспринимают учеников как свою собственность. Часто администрации школ и органы управления противодействуют людям, выбравшим семейное образование для своих детей. Они пишут жалобы в службы опеки и попечительства, угрожают родителям изъятием детей", — заявил председатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Павел Парфенов на круглом столе, организованном 4 апреля Комиссией Общественной палаты РФ по развитию образования.
С 1992 года российское законодательство дало возможность родителям выбирать наиболее подходящую форму получения ребенком знаний. Выбор семейного образования предполагает прохождение ребенком школьной программы вне стен школы. В таком случае учебный процесс организуют, осуществляют и контролируют родители самостоятельно или с привлечением специалистов. В этом случае школа должна выполнять аттестационные функции и осуществлять промежуточный контроль.
Читайте также: Кому будет по карману высшее образование?
По логике закона 1992 года государство должно перечислять родителям, опекунам, усыновителям на домашнее образование ребенка тот объем денег, который был бы израсходован на учебу ребенка в государственной или муниципальной школе. Однако на практике осуществление этой нормы вызывало огромные трудности у родителей. В новом законе данная норма не прописана, и родители предлагают внести норму о перечислении выделяемых на ребенка средств со счетов школы в пользу семьи, которая самостоятельно дает ребенку образование.
Вопрос актуальный, так как востребованность государственных школ в результате реформ продолжает падать, а популярность домашнего образования в стране растет. Буквально за несколько лет число обучающихся на дому увеличилось почти в 10 раз. В 2008 году "домашних" насчитывалось 11 тысяч, а сейчас порядка 100 тысяч российских детей получают образование вне школы. Суммарно за последние 20 лет образование в домашних условиях получило около 1,5 миллионов человек.
Нам есть к чему стремиться. В США в домашних условиях учатся два с лишним миллиона детей и в среднем самостоятельно обучаемые дети показывают лучшие результаты, чем школьники. Собственно, именно к такому более гибкому типу образования нас подвигают и последние реформы в школьном образовании. Государство недвусмысленно отказывается от всеобщего фундаментального среднего образования, что в дальнейшем приведет к постепенному расслоению российского общества и по уровню образованности и доходов. Дети тех, кто по старинке будет перекладывать процесс обучения чада на государство, окажутся в проигрышном положении.
В этой ситуации ответственным родителям остается либо отдавать детей в хорошую частную школу, понимая, что доплачивать государственным педагогам за нынешний уровень преподаваемых знаний, смысла нет. Либо самостоятельно формировать и обеспечивать полноценное образование ребенка.
Читайте также: Образование: покладистые неучи по-шведски
Следовательно, имеет смысл переходить на экстернат, домашнее обучение, либо некие смешанные формы с посещением минимума обязательных предметов и дополнительными занятиями дома, в кружках-секциях, образовательных центрах, у репетиторов. Во втором случае родителям необходимо будет контролировать образование ребенка и параллельно заниматься самообразованием. Не всем родителям это под силу. Но и уровень подготовки может оказаться на порядок выше. Кстати, в новом законе прописана сетевая форма реализации образовательных программ "с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций".
Сильные стороны домашнего обучения налицо и не нуждаются в некой рекламе. Это возможность формировать гибкий график, более углубленно и одновременно быстро изучать обязательные программы. Одинаково эффективного для всех способа обучения не существует и домашнее обучение позволяет избрать наиболее подходящие для ребенка методики и темп освоения материала. Однако сопротивление практике домашнего обучения со стороны государственных школ, вероятно, будет очень серьезным.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.