В России угрожающими темпами растет фонд ветхого и аварийного жилья. По оценкам Российского союза инженеров, общая площадь ветхого фонда с 1990 года увеличилась более чем в три раза. При этом объемы строительства нового жилья растут не столь быстрыми темпами, обеспечивая прирост всего на 31 процент по сравнению с тем же 1990 годом.
Отметим, что показатели обветшания разнятся в зависимости от регионов. Ко всему прочему, новое жилье далеко не всегда строится именно в тех регионах, где отмечается большое количество фонда, пришедшего в негодность, а также нуждающегося в капремонте. Не секрет, что большая часть новостроек вводится в эксплуатацию в регионах с высокой экономической активностью и покупательской способностью.
Между тем, по словам зампреда правительства Дмитрия Козака нехватка средств на финансирование капитального ремонта, в частности, многоквартирных жилых домов составляет 3,5 трлн рублей и эта сумма только увеличивается по мере несоблюдения сроков нормативного капитального ремонта жилого фонда. В то же время, качество вновь возводимого жилья низкое. "Мы рискуем иметь огромную, глобальную, неподъемную ни для государства, ни для граждан проблему", — говорит Козак.
Казалось бы, необходимы решительные действия, ведь значительная часть жилищного фонда, с большой степенью амортизации и износа, уже в ближайшее время перейдет в разряд аварийного, что признает и сам зампред. Необходимы инновации, о которых так часто говорят в правительстве, технологические новшества и контроль качества в сфере инженерных изысканий с тем, чтобы строительство новых зданий было более эффективным. А как все обстоит на самом деле? Обратимся за комментарием к эксперту.
"В настоящее время качество инженерных изысканий находится на очень низком уровне. К нам нередко обращаются за помощью. Вытаскиваем объекты, которые попали в аварийную ситуацию, где в буквальном смысле приходится спасать людей — это и новое строительство, и реконструкция и так далее", — говорит Анатолий Саурин генеральный директор ООО "ГеоТехПроектСтрой", лауреат бронзовой медали ВДНХ, автор и соавтор более десятка патентов на изобретения.
Саурин — кандидат технических наук, доктор технологии и инжиниринга, советник Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук (РААСН), член Российского Общества Механики Грунтов, Геотехники и Фундаментостроения (РОМГГиФ), член Международного Общества Механики Грунтов и Геотехнического Строительства (ISSMGE), доцент кафедры строительного производства ЛГТУ.
По его словам, личная статистика, которую он ведет с 1975-го года показывает, что в 60 процентах инженерных изысканий отмечается 100-процентный брак. А ведь по оценкам экспертов Российского союза инженеров, основная доля жилого фонда в России (43,2процента) была построена в период с 1971 по 1995 год.
Более того, в некоторых регионах статистика еще более шокирующая: "Из 16 объектов, которые сейчас к нам попали, все 16 имеют 100-процентный брак в инженерных расчетах. А ведь речь идет о достаточно крупных объектах, прошедших государственную экспертизу. Я не называю города, потому что мы работаем в разных регионах", — констатирует Саурин.
По словам эксперта, в ряде случаев применять типовое решение просто нельзя, поскольку это приводит, например, к образованию баражного эффекта (подъем уровней грунтовых вод перед преградой по потоку и снижением за ней, вследствие перекрытия фильтрационного потока -ред.) и развитию угрозы подтопления территории объекта и так далее. Но проектировщики порой даже не поднимают тему надежности, а бюрократическая машина препятствует развитию отрасли, поскольку старая нормативная база не позволяет проектировать.
В цивилизованных странах общество и госструктуры заинтересованы в том, чтобы по отношению к типовому решению, был найден более оптимальный вариант экономии материалов, ресурсов, энергии и прочее. В нашей стране правительство тоже неустанно отмечает роль инноваций, говорит о модернизации. Однако на практике выходит, что инновации в России никому не нужны.
Читайте также: Не хочешь платить? Попадешь в коммуналку!
Казалось бы, вот конкретное направление для внедрения инноваций и технологического рывка. Ведь есть уже готовые собственные технологии. В частности, наш собеседник, является автором уникальных разработок, которые в разы снижают не только стоимость работ нулевого цикла, но и влияние на окружающую среду. Предложены инновационные решения для реконструкций пятиэтажек с возможностью надстройки до 16 этажей.
Как ни странно, но сейчас эти новшества и экономичные решения никому не выгодны: ни застройщику, ни производителям материалов и техники. "Заводы не заинтересованы в экономичных инновациях, — отмечает доктор Саурин. — Мы вот разработали запатентованную буровую установку, стоимость которой не превышает 2,5 миллиона, но серийное производство наладить не получается — нам говорят: "Извините, мы не можем выпускать такую дешевую технику".
То же относится и к производителям ЖБИ изделий, которым выгоднее поставлять штампованную продукцию заданного образца и габаритов. При этом бремя увеличения стоимости ложится на дольщиков и заказчика, а значит, в конечном счете, на рядового потребителя в случае с жилищным фондом и налогоплательщиков, когда речь идет об инфраструктурных проектах.
Эксперт убежден, что в этой ситуации, прежде всего, нужна четкая государственная политика, и ее придется менять. Потому что сейчас постановка вопроса такая, проектировщик заинтересован в увеличении сметы — он берет процент от стоимости работ: чем дороже объект, тем он больше получит. По известным причинам не способствуют продвижению экономически выгодных проектов и тендеры, хотя для этого они и проводятся.
Не потому ли, как на дрожжах растут сметы при реализации проектов и это при том, что качество работ не повышается, а иногда даже наоборот — ухудшается ? За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы проблемный мост на остров Русский во Владивостоке, построенный к саммиту АТЭС за 32 млрд. рублей, почти 1,5 миллиардный стадион "Зенита" в Петербурге к ЧМ-2018 или многомиллиардные затраты на Олимпийские объекты в Сочи, где Счетная палата при этом выявила повальные нарушения в проектной документации.
Как видно, вырисовывается целый ряд проблем. Одной из них являются прорехи в законодательстве, которые не только затрудняют внедрение инноваций, но открывают лазейки для мошенников. Между тем, фигурантов дел, связанных с экономическими преступлениями, не так-то просто привлечь к ответственности. Саурин приводит пример из своей практики: главный бухгалтер была уличена в мошенничестве на 25 млн рублей, однако, отсудить у нее удалось лишь 100 тыс. рублей.
Между тем, российскими инновациями не прочь воспользоваться иностранные компании, однако, и здесь не все так просто. Далеко не всегда есть возможность прямого взаимодействия с тем, чтобы применить отечественные инновации за рубежом. Для этого нужны межправительственные соглашения, потому что контакты на уровне местных чиновников подрывают конкурентоспособность отечественного бизнеса.
"Недавно на меня вышли бизнесмены из Хорватии, попросили о помощи в решении возникшей проблемы на одном объекте, — рассказывает Саурин. — Технически нам она в принципе под силу, но бюрократические сложности заводят в тупик. Если пропускать проект через чиновников, то цена моего контракта возрастает в десять раз, и уже я проигрываю". Та же ситуация и на внутреннем рынке.
В таких условиях заинтересованным лицам со стороны иностранных компаний проще выкупить сами патенты и технологии и прийти с нашими же технологиями на отечественный рынок, выведя на их основе конечные продукты и оборудование. Правда, уже совсем за другие деньги.
Свято место пусто не бывает и пока наши разработчики без особого успеха бьются в закрытые двери чиновников, происходит пресловутая утечка кадров. На Западе не разбрасываются энтузиастами и перспективными специалистами — они на хорошем счету, получают должности, финансирование на исследования и, в конце концов, достойную зарплату.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.