Разработчики нового закона "Об образовании" одной из главных своих заслуг считают главу об инклюзивном образовании. Теперь родители смогут требовать от обычной школы принимать их "особых" детей. Но эксперты предупреждают о "дикой" инклюзии. Если хорошее начинание не подкрепить деньгами и кадрами, не смогут учиться ни "особые", ни "обычные".
Московская гимназия №1540 уже более 15 лет принимает на учебу детей с расстройством аутического спектра. "Сначала это была просто жалость, желание помочь родителям, которые не хотели отдавать таких детей в коррекционные школы, понимая, что это путь к их дальнейшей изоляции от общества", — рассказывает директор гимназии №1540 Марина Моисеева.
Читайте также: Мировой заговор: "Дети должны учиться вместе"
Постепенно была создана целая система работы с детьми-аутистами. Сегодня в гимназию №1540 приезжают перенимать опыт инклюзивного обучения преподаватели из других школ.
"Прежде чем принять такого ребенка, мы проводим собеседование с его семьей. Нам важно понять, что мы говорим на одном языке и родители готовы честно рассказать о проблемах ребенка", — объясняет руководитель психологической службы гимназии, координатор инклюзивного образования Софья Розенблюм.
Такие же беседы проводятся с родителями обычных детей, которые выбирают гимназию из-за технологического уклона — углубленного изучения математики, информатики. Детям также объясняется, что рядом с ними учатся немного другие сверстники, которым нужно более чуткое отношение.
"Но интересно, что почти никто из родителей обычных детей не переводит их в другие школы. Наоборот, когда мы спрашиваем, что для них первично, они отвечают — атмосфера в гимназии. Просто они понимают, что если здесь так внимательно относятся к особым детям, значит, и остальных никогда не обидят", — говорит Марина Моисеева.
Но одного доброжелательного отношения в работе с такими детьми явно недостаточно. Как поясняет Софья Розенблюм, "ребенку-аутисту необходим переводчик между ним и окружающим миром, который будет объяснять ему, что от него хотят, и помогать учителям найти с ним контакт".
Ведь неподготовленный учитель может и не понять, что провоцирующее и раздражающее поведение ученика связано не с его плохим воспитанием, а с особенностями психики. Поэтому в гимназии одновременно идет и обучение учителей на специальных семинарах, где им объясняют, как находить подход к таким детям. Если этой подготовки не будет, учитель в какой-то момент может сорваться в конфликт с ребенком. И в этой ситуации проиграют все.
От ребенка с особенностями в развитии нельзя требовать, чтобы он конкурировал с другими учениками. Но это не значит, что он окажется в отстающих. "Наши "особые" дети часто побеждают в школьных олимпиадах по физике и математике. Как правило, у них хорошо идут технические дисциплины"", — приводит пример Марина Моисеева.
Неслучайно люди с такими расстройствами находят себе применение в IT-сфере, где требуется глубокое знание компьютерных программ. Кстати, год назад компания Cisco начала в гимназии свой проект по подготовке кадров для сферы информационных технологий.
"Дети-аутисты часто бывают одаренными, но они не могут реализоваться из-за проблем в социальном поведении", — объясняет Софья Розенблюм. Именно по этой причине им противопоказано надомное или дистанционное обучение. В этом случае они точно никогда не овладеют навыками общения с другими людьми.
Отдавать их в коррекционные школы родители зачастую не хотят, логично опасаясь, что это путь к инвалидизации. Да и, по словам Софьи Розенблюм, специальных школ для аутистов попросту нет.
Остается инклюзивное обучение. Новый закон "Об образовании", который пока еще не принят в окончательном виде, особо оговаривает право таких детей учиться в школе наряду с обычными сверстниками. Предполагается, что что каждая школа должна стать инклюзивной.
Сегодня создание таких школ идет "сверху", зачастую преодолевая серьезное сопротивление педагогов, которые заявляют, что не хотят работать с "больными". Со своей стороны родители смогут требовать обучения своего ребенка по закону. Но если школа не приспособлена к работе с такими детьми, получится, как говорят эксперты, "дикая" инклюзия. В результате перестанут учиться все.
Читайте также: Равным гражданам - равные пенсии?
"Специалисты из Московского психолого-педагогического университета в свое время подсчитали, сколько может стоить обучение "особого" ребенка в средней школе. Оказалось, что это довольно дорого", — говорит Софья Розенблюм.
В Москве принято решение, что на детей со справками по инвалидности учебное заведение получает двойное финансирование — 240 тысяч рублей в год. Но многих таких, у кого есть особенности развития, а нужной справки нет. Не говоря о том, что в регионах подобная доплата и вовсе отсутствует.
В новом законе появился термин — "ребенок с ограниченными возможностями здоровья". Но что конкретно имеется в виду и как это отразится на финансировании обучения таких детей, пока никак не прописано.
"Сегодня школам в целях экономии средств рекомендуют переводить многие структуры на аутсорсинг. Это возможно, если речь идет об уборке помещений или даже бухгалтерии. Но работа школьного психолога на аутсорсинге точно не принесет ничего хорошего", — уверена Марина Моисеева.
Не говоря уже о том, что ребенку с аутическим расстройством требуется тьютор, который будет сопровождать его на переменах, а возможно, и на уроках На что потратит освободившиеся деньги директор — на повышение зарплаты математику, который занимается с десятками учеников, или на тьютора, прикрепленного к одному? Дилемма.
Сегодня гимназия №1540 в состоянии ежегодно принять не более пяти-шести учеников с аутическими расстройствами. Но желающих попасть в несколько раз больше. "Проблема в том, что, по данным ученых, во всем мире количество таких детей увеличивается лавинообразно. На самом деле они есть уже во всех школах и все с ними мучаются. И с каждым годом их будет все больше", — говорит Софья Розенблюм.
Кстати, директора гимназии Марину Моисееву часто приглашают читать лекции учителям, которые работают с детьми мигрантов. Их тоже становится все больше и они тоже по-своему "особые" дети. Как с ними поступить: изолировать в "гетто" или в небольших количествах добавлять в обычные классы? Понятно, что во втором случае адаптация будет идти на порядок лучше.
Читайте также: Полиция: детям-агрессорам нужна помощь
"Нас часто спрашивают — зачем вам такие сложности с детьми-аутистами", — говорит Марина Моисеева. Просто, когда серьезно занимаешься социальной адаптацией, теряешь в чем-то другом. Такие школы никогда не входят в рейтинг "300 лучших" по Москве. А по-другому оценивать их вклад в жизнь общества пока не научились.
Но дело в том, что обществу все равно не удастся закрыться, изолироваться от всех "особых" людей, которых становится все больше. Их придется встраивать в систему. И кто-то должен начинать делать эту работу.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.