Чем ближе к 21-му декабря, тем популярнее разговоры о "конце света". Находятся и "креативные решения": так, владелец одного похоронного бюро предлагает всем желающим… полежать в гробу, чтобы примириться с тем, чего нам всем не миновать — кому раньше, кому позже. И он не первый — еще древние римляне предупреждали: memento mori (помни о смерти).
Оригинальное решение предложил владелец фирмы ритуальных услуг, находящейся в Трускавце Львовской области на Украине. "Гробовых дел мастер" предлагает каждому желающему за скромную мзду в 25 долларов провести "боевые испытания" изделия, которое может стать его последним пристанищем. Тем более, что гробы очень стильные: они украшены кружевами, снабжены мягкими атласными подушками — так сказать, все для комфорта клиента.
Читайте также: Конец света по-русски. Главное — постричься
Услуга пользуется немалой популярностью. Тем более, что проводится такой "психотренинг" не под традиционный похоронный марш Шопена, а под запись пения лесных птиц, звуков дождя, водопада. Так что отважившиеся полежать в гробу могут не только испытать острые ощущения, но и неплохо расслабиться в лучших традициях психотерапевтических методик.
Впрочем, у некоторых сограждан сеанс "гроботерапии" вызывает ужас. То ли из суеверных соображений, то ли из-за всеобщего страха перед смертью.
Бояться смерти вполне естественно. Расхожим выражением, влагаемым в уста героев войны в книгах и фильмах является фраза: "Смерти не боятся только дураки". Правда, после этого обычно добавляется: "Но те, кто не трус — учатся преодолевать свой страх".
И пока реальный, а не надуманный конец света не наступил, смерть в мире присутствует. Избежать ее невозможно, хотя поиски средства вечной молодости ведутся с незапамятных времен. В средние века надежды возлагали на "философский камень", ныне его заменили стволовые клетки и прочие нанотехнологии, но заметного эффекта пока не чувствуется.
Современная культура всячески избегает напоминания человеку о грядущем конце. Даже нынешние разговоры об "апокалипсисе" предельно абстрагированы и неконкретны. Одновременно, наряду с паникой, в нас вселяют надежду: дескать, построишь себе бункер, накупишь свечек и запасешь дров — и апокалипсические беды обойдут тебя стороной.
Возьмем фильмы о войне или детективы о расследовании преступлений. Казалось бы, там тоже немало трупов. Но ленты сняты так, что зритель всегда чувствует отстраненность от происходящего. Сотня человек на экране погибла — ну и что? А я с комфортом на это посмотрел — и ничего, живой.
Апофеоза такой подход достиг в компьютерных играх, где у игрока в запасе есть несколько "дополнительных жизней" и возможность сохранить игру, пройдя неудавшийся квест сначала. "Стрелялку" всегда можно начать заново — в отличие от жизни настоящей, которая дается всего один раз и сразу пишется набело, без черновиков. Game over в реальности означает лишь одно — последний путь на кладбище.
А ведь не зря еще древние римляне говорили: memento mori - "помни о смерти". Однако выводы из этого во все времена делались разные. Кто-то, помня, что жизнь когда-нибудь кончится, старается брать от нее "все". "Если мертвые совсем не воскресают … для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?… Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор.15:29-32).
Читайте также: "Презумпция согласия". Не забудь умереть!
К чему приводит такой подход — догадаться нетрудно. Лучше всего его характеризует выражение "идти по трупам" — хотя, к счастью, жертвы носителей подобных идей не всегда расстаются с жизнью.
Впрочем, ставить знак равенства между атеизмом и аморальностью неправильно. И неверующие люди могут быть весьма нравственными. а с точки зрения христианства, перед лицом Бога их нравственность даже выше, чем у верующих, которые выполняют заповеди из корысти — страха ада или надежды на рай, а не из-за того, что по-другому поступить не могут. Между тем, добродетельные атеисты тоже не надеются на загробное воздаяние, что и роднит их с "сынами".
Война тоже становится для многих лакмусовой бумажкой, проверкой на лучшие качества души. В том числе — на готовность пожертвовать жизнью. Замечательно о таком настрое поется в песне известного барда Александра Розенбаума "Камикадзе":
Рвутся нервы на пределе,
Погибать — так за идею,
И вхожу я в свой последний вираж…
…Не добраться им до порта,
Вот и все, касаюсь борта,
И в расширенных зрачках отражен
Весь мой долгий путь до цели,
Той, которая в прицеле,
Мне взрываться за других есть резон.
Есть резон своим полетом
Вынуть душу из кого-то
И в кого-то свою душу вложить.
Есть резон дойти до цели,
Той, которая в прицеле,
Да потому что остальным надо жить.
Действительно, готовность пожертвовать жизнью для спасения жизни других — величайшая добродетель. Недаром в Евангелии говорится: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13). Конечно, не все имеют возможность сделать это так ярко и в один миг — как те, кто совершал воздушный таран, бросался на амбразуру, подрывал себя вместе с врагами последней гранатой.
Читайте также: Лики войны: 17 раз похороненный…
Но ведь и просто посвятить свою жизнь любви, заботе — это та же жертва, только растянутая по времени. Немало пожилых людей, испуская последний вздох, продолжают давать последние, исполненные нежной заботливости, советы, чтобы детям и внукам стало хоть чуточку легче.
Такие люди могут найти подходящий ответ даже на поучительную евангельскую притчу:
"У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк:12:16-20)
Так вот, ответ: достанется это добро потомкам. Если, конечно, человек видел смысл своей жизни в любви, которая неразделима с самопожертвованием, а не в эгоистическом самоудовлетворении.
Но как быть, если жертва кажется бессмысленной по причине того, что жертвовать просто некому? История знает ситуации массовой гибели не только семей, но и целых городов, и даже народов. Такое случалось во время опустошительных эпидемий в Средние века или геноцида времени Нового. Ну, а "апокалипсис", понимаемый как глобальная катастрофа, тотальная гибель жизни на Земле — это логически завершенный пример такого варианта. Так неужели жизнь человека, посвященная любви к ближним, в таком случае прожита даром?
Читайте также: Россияне очень хотят стать добрее
Что ж, здесь проходит предел моральной мотивации внерелигиозных нравственных систем. И выход их этого тупика может быть только один. Пожалуй, лучше всего привести в этой связи слова одной знакомой автора статьи из ее блога — и перестать наполняться парализующим страхом при упоминании древнеримского memento mori:
— Не обязательно быть верующим человеком, чтобы подойти к границе жизни мудрым и спокойным. Если я не ошибаюсь, тот же Хайдеггер был скорее атеистом, чем верующим. Как справедливо заметил один мой братишка, от смерти убегать бессмысленно. Она все равно догонит. И лучше встретить ее лицом к лицу, чем получить мечом в спину.
А в советское время в школе изучалась повесть Николая Островского "Как закалялась сталь". В ней есть такие строки:
— Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Воистину достойный вывод из древнеримской поговорки насчет памятования о смерти!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.