Недавние громкие массовые убийства в России, да и в мире, красноречиво намекают: необходимо ввести уголовную ответственность за незаконный оборот оружия. А все, кто хочет получить официальное разрешение, должны проходить полное психиатрическое обследование. Причем врач, подписавший справку, обязан нести ответственность за выданные им заключения.
Начальная школа маленького американского городка Ньютаун стала очередной точкой на карте, где за последнее время произошли массовые убийства граждан с применением огнестрельного оружия. А к именам Брейвика и Виноградова добавилось имя Адама Ланза, расстрелявшего 26 человек, 20 из которых — дети пяти-семи лет.
120 тысяч американцев подписали петицию с требованием к властям ограничить продажу оружия. Российская общественность также ищет способы защититься от вооруженных психопатов.
Читайте также: Погибшие в Ньютауне: в память живым
С одной стороны, в России вроде бы нет свободной продажи пистолетов и автоматов. Но все, кто хотят вооружиться, без особых проблем находят способы это сделать. И главная причина такой доступности — отсутствие серьезных наказаний за незаконный сбыт оружия.
Председатель правления Республиканского юридического общества Александр Хаминский уверен, что пора навести порядок в этой сфере: "В 1990-е годы новое российское законодательство писалось под копирку с западного. Это касается упрощения процедур, связанных с покупкой так называемого гражданского оружия. В результате большинство граждан стали владельцами ружей и пистолетов исключительно в целях самоутверждения".
По мнению Александра Хаминского, сегодня в российском уголовном законодательстве сложилась парадоксальная ситуация. Большинство преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, квалифицируются как тяжкие или особо тяжкие. А незаконный оборот оружия — приобретение, хранение, ношение и сбыт — относятся к преступлениям небольшой тяжести с минимальным наказанием.
"Если завернуть незарегистрированный пистолет в заявление о добровольной сдаче опасной находки, наказания можно избежать вовсе. А при наличии опытного адвоката большинство реальных действий с оружием (включая угрозу насилием) можно определить как хулиганство и отделаться штрафом или условным наказанием. В общем, убил — злодей, промахнулся — просто хулиган", — заключает адвокат.
Он убежден, что без адекватного наказания за незаконное использование оружия оно по-прежнему будет в открытом доступе для потенциальных убийств.
Еще один момент — ответственность врачей, выдающих справки для получения права на владение оружием. Понятно, что речь идет о врачах, исследующих состояние человеческой психики. Сегодня раздобыть такую справку не составляет особого труда: 10-15 тысяч рублей — и она у вас в кармане.
Депутаты уже озаботились этим вопросом. В частности, эсер Михаил Сердюк готовит закон, предусматривающий до двух лет лишения свободы за липовую медицинскую справку. Главный врач Научно-диагностического центра клинической психиатрии Надежда Соловьева также уверена, что необходимо повысить ответственность врачей за выдаваемые разрешения: "Сегодня получить разрешение на водительские права и право владения оружием достаточно просто — приходишь в регистратуру психоневрологического диспансера по месту жительства, там проверяют — состоишь ли ты в базе данных, отправляют на прием к психиатру, тот смотрит на тебя, интересуется жалобами и спустя несколько минут ставит разрешающую подпись".
Все попытки самих врачей как-то усложнить эту процедуру успеха не имели. "Пытались сделать обязательным электроэнцефалографическое исследование — не прижилось. Если учреждение вводило дополнительное психологическое обследование, люди уходили туда, где сохранялась упрощенная процедура", — говорит врач.
Но рост преступлений, связанных с владением оружием, подтверждает, что назрела необходимость усложнить процедуру получения медицинского разрешения. "Психиатры, дающие справки, должны нести ответственность за последствия вынесенных ими заключений. Тогда, возможно, продажа справок будет заменена предоставлением комплекса диагностических медицинских услуг", — полагает Надежда Соловьева.
Читайте также: Разрешивших Виноградову оружие ждет проверка
Тем более, что тот факт, что человек не состоит на учете в психоневрологическом диспансере, еще ни о чем не говорит. Люди с проблемами с психикой при необходимости находят различные пути лечения. Опасность, по мнению Надежды Соловьевой, еще и в том, что их часто лечат врачи других специальностей, не имеющие адекватных представлений о возможных последствиях некоторых лекарств — в виде агрессии, например.
В любом случае обществу и законодателям придется искать способы защиты от "мирных" граждан, в которых неожиданно просыпается желание пострелять в окружающих.
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.