Могут ли наши соотечественники, возвращающиеся из-за рубежа, решить демографическую проблему России? С 2006 года, когда началось действие программы переселения, в РФ переехало 100 тысяч человек. Но эксперты уверены, что цифра может быть раз в десять больше. По их мнению, интерес к переезду в Россию по-прежнему большой — надо только помочь желающим.
В середине октября в Россию — в Калужскую область — из Казахстана переехал по программе переселения наш 100-тысячный соотечественник. Сегодня об этой цифре чиновники рапортуют как о реальном успехе. И мало кто вспоминает, что когда программа переселения соотечественников только принималась в 2006 году, цифра в 100 тысяч — это был минимум, который планировался в год.
Читайте также: Когда заграница — сущий ад
"В реальности все оказалось совсем по-другому. Было очень много нестыковок. Целый год ушел на согласования между ведомствами, принятие необходимых законов. Люди на местах не знали, как этим заниматься. В результате те, кто реально хотел переехать, или не могли этого сделать, или приезжали в никуда. А программу в прессе объявили провальной", — говорит директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев.
В изначально правильной и хорошей идее оказалось немало подводных камней. Первый — жесткая привязка переселенца к конкретной вакансии в конкретном населенном пункте. "Но почему-то не учли элементарных вроде бы вещей: оформление документов и сам переезд занимают не меньше полугода. За это время вакансия вполне может уйти, а человек приехал", — объясняет Сергей Пантелеев.
Другой "провальный" момент — жилье. В программе было запланировано, что регион должен предоставить переехавшим соотечественникам место временного проживания — для той же регистрации, без которой не оформиться на работу. В реальности людей селили или в заброшенные военные городки, слабо пригодные для проживания, или они были вынуждены решать эту проблему сами.
В новой редакции программы переселения, подписанной президентом в сентябре этого года, многие острые вопросы сняты. В частности, разрешено свободное трудоустройство в любом населенном пункте региона, куда переезжает человек. И самих регионов уже не 12, как несколько лет назад, а почти 40, так что выбирать есть из чего. И наконец, программа стала бессрочной. Теперь планируется, что ей воспользуются не менее 50 тысяч человек в год.
Самый главный бонус программы — облегченное получение российского гражданства. Оно занимает от трех месяцев до полугода. Тем же соотечественникам, кто переезжает в Россию вне рамок программы, приходится получать гражданство на общих основаниях.
"На днях к нам в институт обращался мужчина, который хочет переехать в Самарскую область. Там у него родственники и есть возможность трудоустройства. Но его интересовало, может ли он получить гражданство по облегченной схеме. К сожалению, нет, поскольку Самарский регион не участвует в программе переселения", — говорит Сергей Пантелеев.
Возможно, если бы эта проблема решалась проще, поток желающих переехать увеличился бы. Но вопрос в том, кому давать гражданство. Кто именно сегодня может считаться соотечественником? Оказывается, здесь по-прежнему много неясного.
"В 1999 году Госдумой был принят закон, очень широко трактующий это понятие. По нему соотечественниками могли считаться все граждане бывшего СССР, а также Российской империи, и их потомки. По этому критерию Михаил Саакашвили также мог считаться нашим соотечественником — заодно с жителями Финляндиии Аляски", — приводит пример Сергей Пантелеев.
В 2010 году понятие "соотечественник" уточнили. Теперь ими считаются представители народов, традиционно проживающих на территории России и не имеющих своей государственности за ее пределами. "Но и это понятие очень размыто и может трактоваться по-разному. Украинцы и армяне также традиционно проживают на российской территории, хотя у них есть свое государство", — поясняет директор Института русского зарубежья.
На практике, конечно, все зависит от конкретной ситуации. Сергей Пантелеев приводит пример с Красноярским краем, куда переехала киргизская семья врачей. Муж — хирург, стажировавшийся в Германии. Там с национальным вопросом вообще никаких проблем не возникло — настолько востребованным и профессиональным оказался специалист.
Но идею давать российского гражданство всем гражданам бывшего СССР директор Института русского зарубежья считает в корне неправильной. Также он уверен, что должны быть некие официальные фильтры, позволяющие производить необходимый отбор.
Хотя на самом деле такие фильтры, пусть и неофициальные, есть. Например, в Калужской области, которая сегодня явный лидер (наряду с Липецком и Калининградом) у переселенцев, за годы действия программы было рассмотрено почти 15 тысяч заявлений из 33 стран. В 35 процентах случаев был дан отказ.
Программу переселения никак нельзя считать репатриацией русских в Россию, но все-таки, по словам Сергея Пантелеева, большинство переезжающих — именно русские. "Пару лет назад я общался с соотечественниками в Казахстане. И тогда понял, что все разговоры о том, что никто не хочет ехать — откровенная ложь. Желающих очень много. Большинство из них люди в возрасте 30-40 лет со средним и высшим образованием. И главный мотив — у России есть перспектива", — говорит Сергей Пантелеев.
Характерно, что возвращаются уже не только из стран СНГ, но и из дальнего зарубежья — в частности, Германии и Израиля. А год назад из Боливии вернулось несколько семей староверов — порядка 100 человек. У Сергея Пантелеева, встречавшего их в Шереметьево, до сих пор перед глазами картина — настоящая "святая Русь": светловолосые и голубоглазые дети, женщины в сарафанах, мужчины в косоворотках.
Староверы отправились прямиком к своим корням — в Приморье. Сначала их поселили в военном городке. Но очень быстро они построили собственные дома, занялись сельским хозяйством, ремеслами. Производительность труда у них, говорят, просто нереальная. А произведенная ими продукция пользуется огромным спросом на местных ярмарках. Сейчас возможность переезда рассматривают очередные семьи староверов из Бразилии и Боливии.
Читайте также: Немецкий "штрафбат" для выходцев из России
Сегодня власти ставят задачу принимать в год до 300 тысяч соотечественников (как в рамках программы, так и вне ее). В той же Калужской области в ближайшие пять лет потребуется примерно 46 тысяч новых работников. В тех регионах, где напрямую заинтересованы в приезде высококвалифицированных людей трудоспособного возраста, власти берут на себя решение многих бытовых вопросов. Помогают с арендой жилья, выплачивают дополнительные пособия на обустройство — помимо предусмотренных программой переселения.
Сергей Пантелеев уверен, что при таком подходе число соотечественников, желающих переехать в Россию, может быть в несколько раз выше официально запланированной цифры — до миллиона человек.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.