В истории есть две знаменитые Девы — Орлеанская и Королева. "Королевой-девственницей" называли английскую королеву Елизавету I. Она, кстати, была единственной женщиной, в переписке с которой состоял Иван Грозный. Английские купцы распространяли в Москве и Лондоне слухи о готовности Грозного жениться на Елизавете. Но дальше слухов дело не пошло.
Правда, Иван Васильевич дважды намекал Елизавете, что не исключает возможности прибытия в Англию и королева дважды гарантировала "дорогому брату" (так она обращалась к царю в переписке) достойный прием, безопасность и свободный отъезд в любую страну по его выбору. Однако это далеко не свидетельство матримониальных намерений Грозного.
Даже в девственной жизни есть любовь. Не стала исключением и Елизавета. Это история о королеве, которая любила, но так и не вышла замуж. Они были почти ровесниками, возможно королева годом моложе (тут есть неясность). Детьми они вместе играли и занимались у одного учителя. Вот только вряд ли тоже вместе. В отличие от Елизаветы, которой удавались гуманитарные науки, Роберт Дадли (Robert Dudley) предпочитал математику и физику и проявлял недюжинные способности. Потом они тоже были неразлучны.
17 ноября 1558 года 25-летняя Елизавета взошла на трон и друга детства назначили конюшим (Master of the Horse) королевы. Роберт Дадли был одним из пятерых сыновей и 13 детей Джона Дадли, впоследствии герцога Нортумберленда (1. Duke of Northumberland). Фамильной чертой всего семейства были неуемный характер и безграничное честолюбие. Дед фаворита — Эдмунд Дадли, министр Генриха VII, был казнен как государственный преступник за фантастических размеров взяточничество и казнокрадство. Отец, женив сына лорда Гилфорда (Lord Guildford) на леди Джейн Грей (Lady Jane Grey), погубил и его и сам погиб.
Джон Дадли решил сделать из невестки королеву, но вместо этого был объявлен государственным преступником и заключен в Тауэр. В этом мрачном узилище находился и Роберт. Его помиловали благодаря заступничеству испанского короля Филиппа II. Сэр Роберт оправдывал свой герб — поднявшийся на задние лапы белый медведь держит в передних суковатую палку.
Читайте также: Истории любви: Феллини и его маленькая фея
Первый слушок о том, что Елизавета увлечена своим конюшим, пронесся по двору в апреле 1559 года. Королева действительно часто проводила время в его обществе. Завистливые придворные судачили, что лорду Роберту следовало бы больше внимания уделять своей жене — Эми Робсарт (Amy Robsart). Их брак длился уже девять лет, но детей не было. Когда сплетни достигли до ушей королевы, она возмутилась, как можно так дурно думать о ее поведении, ведь она всегда окружена фрейлинами и слугами. "Впрочем, — с достоинством произнесла Елизавета, — если бы мне захотелось или я бы нашла в том удовольствие, то не знаю никого, кто бы мог мне помешать".
23 апреля, в День святого Георгия — покровителя Англии, королева произвела Роберта Дадли в кавалеры ордена Подвязки — высшей рыцарской награды. Когда на лорда Дадли надевали отличительный знак ордена — черную подвязку, украшенную бриллиантами, которая подвязывалась под левым коленом, вышитый на ней девиз Honi soit qui mal y pense ("Да будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает") вызывал у части присутствовавших на церемонии недобрую усмешку. Не только аристократы, но и черный люд рассказывали байки про "сладкую парочку" Робина и Бесс. Еще бы! Елизавета сделала еще один поистине королевский подарок — назначила Роберта смотрителем своей резиденции в Виндзоре. Даже всемогущий глава правительства королевы Елизаветы и государственный секретарь Уильям Сесил (William Cecil) впервые дал слабину и попросился в отставку.
В письме испанскому послу Сесил изложил свои соображения по поводу Дадли, который ради руки королевы и короны, может попытаться избавиться от бедняжки жены, хотя он и "надеется, что Господь не позволит свершиться такому преступлению".
8 сентября 1560 года в пустом доме возле лестницы был обнаружен труп Эми Робсарт. При падении с высоты 28-летняя женщина сломала шею. При этом на голове странным образом остался чепец. Как подозреваемому в убийстве Дадли было запрещено появляться перед королевой. Следствие пришло к выводу, что имел место несчастный случай. Высказывались предположения, что молодая женщина таким образом решила покончить жизнь самоубийством, поскольку до нее дошли толки о желании супруга жениться на королеве. Накануне гибели она отпустила всю прислугу.
Нескладно получаетсякак-тослестницей.Можнобылогрохнутьсяскаменнойлестницыи,получивсиняки,ссадиныидажепереломы, остаться живой. Историки до сих пор пребывают в затруднении, имел ли место несчастный случай (подскользнулась на скользких ступеньках), суицид или заказное убийство. Ученые мужи высказали гипотезу: Эми страдала от рака груди, который дает метастазы в грудные и шейные позвонки, делая из чрезвычайно хрупкими. Этот прискорбный случай навсегда заклеймил Роберта Дадли в глазах современников. Хотя вполне возможно он и был не причастен к смерти жены.
Кроме того, если бы Дадли устранил супругу, чтобы стать королем или принцем-консортом, то после такого вселенского скандала выйти замуж для Елизаветы стало абсолютно невозможно. Английский посол во Франции утверждал, что у него "каждый волос вставал дыбом, а уши вяли" от того, что ему приходилось выслушивать о его королеве. В Париже Мария Стюарт удивлялась: "Королева Англии собирается выйти замуж за конюшего, который убил свою жену, чтобы освободить место для нее!" Спустя несколько лет она сама со своим любовником графом Босуэлом совершит покушение на мужа.
Елизавета все еще любила своего "милого Робина", который едва не погубил ее честь. И хотя любимчик, пока шло следствие, продолжал сиднем сидеть в своем доме в Кью и не имел права появляться при дворе, ему приготовляли новые милости. Елизавета подписывала государственные бумаги. Ей подали патент, дарующий Робину титул графа Лейстера (1st Earl of Leicester). И вдруг вместо пера, Елизавета схватила нож для разрезания бумаг и вонзила его в грамоту. "Нельзя доверять тому, у кого в роду два поколения изменников", — произнесла она в присутствии свидетелей ее вспышки гнева. При встрече Робин упрекнул свою Бесс в незаслуженной обиде. Она потрепала его по щеке и сказала: "Ну нет, медведя с посохом не так легко опрокинуть!"
Читайте также: Истории любви: Ундина и цесаревич
Графский титул был обещан Дадли после Рождественских празднеств. Но и после Рождества он его не получил. Роберт был великолепным танцором и Елизавета всегда охотно с ним танцевала. Видимо, во время танца Роберт шепнул ей на ушко про брак. Когда королеву спрашивали, выйдет ли она за лорда Роберта Дадли, известна ее реакция: "Нет, тогда подданные станут называть меня 'леди Р. Дадли'". Этот брак был бы политическим просчетом, несмотря на то, что в сердце королевы у Роберта не было соперников. И он знал об этом. Хитроумный Сесил составил меморандум с анализом преимуществ и недостатков такого мезальянса.
"Мы ничего не достигнем браком с ним ни в отношении приумножения богатств, ни в смысле прибавления политического веса, достоинства или власти. К тому же станут думать, что клевета о нем и королеве была правдой. Он не будет печься ни о чем, кроме как о наделении своих личных друзей богатством, должностями и землей, что оскорбит остальных. Он опозорен смертью его жены. Он весь в долгах. И кажется, выказал себя ревнивым по отношению к Ее Величеству", — констатировал советник.
Как государыня — Good Queen Bess — Елизавета все прекрасно понимала, но как женщина продолжала вести себя как собака на сене. Не говоря ни "да" ни "нет", королева продолжала свою игру с любовником в кошки-мышки вплоть до осени 1562 года, когда не свалилась от оспы. Несколько придворных уже скончались от заразы, когда Елизавета придя в сознание продиктовала свою последнюю волю: в случае ее смерти назначить лордом-протектором королевства Роберта Дадли. Посмертный дар влюбленной женщины. Но младшая дочь Генриха VIII выздоровела.
На трон не взошел, но 6 сентября 1564 года, в праздник святого Михаила, Дадли получил давно обещанный титул — он стал бароном Денби и графом Лейстером. При посвящении королева дружески хлопнула Роберта по щеке. Отношения между влюбленными окончательно испортились, когда Елизавета стала оказывать знаки внимания сэру Томасу Хинеджу (Sir Thomas Heneage). Граф Лейстер не оставался в долгу, тем более, что его пассия — Летиция Ноллис (Lettice Knollys) оказалась не только привлекательной, но и умной. Королева ревновала.
Однажды в Виндзорском дворце на глазах придворных разыгралась непривлекательная сцена. В конце ссоры Елизавета бросила ему в лицо роковую фразу: "Если вы намереваетесь здесь править, я позабочусь, чтобы этого не случилось. Здесь будет только одна госпожа и не будет господина!" После этого их роман худо-бедно длился вплоть до смерти Роберта в 1558 году.
Незадолго до своей смерти ранней весной 1603 года 69-летняя королева Елизавета хотела вернуть и вновь видеть своего капризного Робина. Запах розы остается в руке, даже если роза отброшена…
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.