Шарль Фурье благодаря классикам марксизма-ленинизма закрепился в сознании людей как социалист и утопист. Но мало кто знает, что обличитель "эксплуатации человека человеком" был мистиком, призывавшим учитывать некий "космический инстинкт". Не миновало Фурье и увлечение символизмом. "Капуста — это эмблема таинственной любви", — написал как-то он.
Пропагандист феминизма и прочих общественно-социальных утопических теорий окунул нарождающийся пролетариат и рабочее движение Европы в стихию милой его сердцу оккультной мифологии. В отличие от своих предшественников, помещавших Золотой век человечества в историческое прошлое, неисправимый мечтатель Фурье предсказывал его появление только в будущем.
Франсуа Мари Шарль Фурье (François Marie Charles Fourier) родился 7 апреля 1772 года в Безансоне (Besançon) и был единственным сыном местного богатого негоцианта, торговавшего сукном. В семь лет он дал торжественную клятву в вечной неприязни ко всяческой коммерции. Случайно подслушав разговор отца, когда тот бахвалился, что надул своего соседа при продаже тканей, французский аналог "Павлика Морозова" пошел к другу семьи и все честно тому пересказал. За этот поступок отец его жестоко вздул. "Слабый и болезненный, он с раннего детства отличался наклонностью к мечтательности и всему предпочитал занятия музыкой и чтение книг, — сообщает нам дореволюционное издание энциклопедического словаря Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона. — Уединение развило в нем сильное воображение, наложившее резкую печать на всю его систему".
Читайте также: Мистики: доказавший Бога через математику
Когда отец Фурье умер - предприятие пришло в упадок. Шарлю пришлось бросить учебу и самому встать за прилавок. Увы, уже за чужой. Их он переменил немало. При этом он объездил много европейских государств. Ненависть к корыстолюбцам лишь крепла и росла в его душе. В своих мемуарах Фурье описал случай, когда некий знаменитый в то время французский гастроном, которому в ресторане подали на десерт яблоко, уплатил за него в 12 раз раз больше стоимости того же фрукта, купленного у крестьянина. В 1793 г. Шарля Фурье завербовали в действующую армию, в отряд конных егерей. Через два года он по болезни вышел в отставку и поступил приказчиком к хлебному торговцу в Марселе. Позже Фурье подвизался биржевым маклером без законного свидетельства в Лионе. При всей своей связи с миром торгашей, Фурье — человек разносторонних интересов: он измышляет новую, упрощенную систему нотописания; придумывает устройство сначала деревянных, а затем и металлических рельсов; представляет в военное министерство проект продовольствия армии по новому способу; пишет записку о мерах для ускорения перехода войск с берегов Рейна в Италию; сочиняет и представляет префекту проект учреждения особого класса маклеров для транспортирования кладей. В лионских журналах под его инициалами выходит несколько стихотворений, затем публицистических статей.
Познакомившись с работами великого физика Ньютона, Фурье посетило озарение: закон тяготения присущ не только небесным телам, но и общественной жизни. Движение планет и социальное движение индивидов подчиняются одним и тем же законам. "Группы звезд Млечного пути представляют собой владения "амбиции", группы планет у Солнца представляют собой владения "любви", группы планетных спутников — владения "отцовства", — вещал Фурье. — "Владения дружбы калькированы на владениях круга, любви — на владениях эллипса".Первое солидное сочинение Фурье "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Théorie des quatre mouvements et des destinées générales: prospectus et annonce de la découverte) вышло в свет в Лейпциге в 1808 году, хотя,поегопризнанию,основанияегообщественно-экономическогоучения были открыты им еще в 1799 году.
"После выхода в свет этой книги он бросил занятия маклерством и жил некоторое время на пенсию в 900 франков, которую по завещанию матери должны были выдавать ему сестры. Впрочем, эта пенсия выдавалась ему всего лишь несколько лет, и к 1822 г. он вновь должен был добывать себе пропитание сначала в Париже, а с 1825 г. в Лионе, получив там место кассира одной промышленной конторы. Издание книги навлекло на него одни лишь насмешки, и только в 1816 г. он приобрел себе первого ученика в лице Жюста Мюирона", — свидетельствует словарь Брокгауза и Ефрона.
Читайте также: Мистики в реалиях: чудесный доктор Бэкон
Произведя математические расчеты Фурье заключает, что для гармонического совместного проживания необходима группа, состоящая из 810 мужчин и равного числа женщин. Такая группа названа им "фаланстер" — Phalansterium, или по-французски Phalanstère, от древнегреческой воинского соединения "фаланга" — Phalanx, и латинского Monasterium — "монастырь". Фаланстеры обеспечат людям рай земной. Дело за малым. Нужно найти богатого спонсора, который даст денег на покупку земли и обустройство территории в 1600 гектаров для одного фаланстера. Фурье вещал о "плодоносных пустынях, опресненных морях, чья вода отдает фиалками, о вечной весне".
Комментируя этот пассаж из работы своего соотечественника мистика-социалиста, философ-экзистенциалист Альбер Камю (Albert Camus) язвительно писал: "Вечная весна людей предсказывается нам языком папских энциклик. Чего может желать и на что может надеяться лишенный Бога человек, как не на царствие человека? Этим и объясняется восторг учеников Маркса… Утопия заменяет Бога будущим".
Так называемый "научный социализм" только перефразировал Фурье, придав его поэтическим бредням наукообразную форму. В духе своего времени, увлеченный всевозможными ассоциациями и аналогиями, Фурье утверждал: "Мятый лист свеклы служит описанием наемного труда рабов и рабочих; узорчатый лист репы — образ крестьянской семьи, которая отдает все заработанное на процветание морали". И еще: "Капуста — это эмблема таинственной любви с ее хитросплетениями. Ее пышные листья, собранные в пучок, олицетворяют хитроумные уловки любовников, вынужденных скрывать свою связь". В конце концов Фурье договорится, что человек проявляет себя вокруг "дерева страстей" — нового каббалистического древа Сефирот, и что такое дерево составлено из 12 страстей и 810 возможных характеров.
Читайте также: Мистики: предсказатель гибели Романовых
Вообще "страсть" в лексиконе Фурье занимает особое место. Отсюда следует его посыл, чтобы каждому человеку была свобода следовать зову страстей. Шарль Фурье считается "отцом" термина феминизм. Однако Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir) еще в 1949 году отмечала, что Фурье "путает освобождение женщины и реабилитацию плоти", "брак он хочет заменить любовью; он рассматривает женщину не саму по себе, а как возлюбленную". Жизненный путь Фурье отмечен не только утопическим социализмом и таким же утопическим феминизмом, но здесь его влияние оказалось наиболее действенным. В том числе на его русских последователей, воспринявших взгляды своего кумира не только на экономическую жизнь, но и на семью и нравственность. Один из них, Николай Чернышевский, в четвертом сне Веры Павловны из своего романа "Что делать", изобразил фаланстер. По признанию Ленина, это произведение его "перепахало".
Шарль Фурье окончил свои дни в Париже 10 октября 1837 года.
Самое интересное читайте в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.