Младшему сыну Ирины Бергсет, которая борется за его возвращение из Норвегии, отказали в предоставлении ему гражданства РФ в порядке исключения. Тем временем в организацию "Русские матери" обратились уже 76 россиян из 22 стран, у которых местные власти отобрали в общей сложности 100 детей. Российский закон о гражданстве позволяет легко это делать.
В письме из администрации президента РФ сообщается, что вопрос о предоставлении российского гражданства сыну Ирины 2007 года рождения неоднократно рассматривался в администрации президента и президентской комиссией по вопросам гражданства. Однако в результате было принято решение: "Правовых оснований для удовлетворения просьбы предоставить гражданство Российской Федерации вашему сыну "в порядке исключения" не имеется".
Читайте также: Зачем киллер, если есть ювенальная юстиция
Логика чиновников понятна: дашь гражданство в виде исключения одному ребенку, рожденному в браке с иностранцем, так за ним обратятся десятки, если не сотни других родителей, оказавшихся в аналогичной ситуации. Хотя это именно что бюрократическая логика — человеческой ее назвать трудно.
За год работы общественной организации "Русские матери" за помощью обратились 76 россиян из 22 стран. Идея создания этого движения принадлежит именно Ирине Бергсет. После того, как о ее истории рассказали российские СМИ, ей стали писать и звонить другие пострадавшие матери и отцы — также российские граждане, живущие за рубежом. Проблема у всех одна — местные органы опеки отнимают детей у русских родителей и передают их в приемные семьи. На сегодняшний момент разлучены с родителями уже 100 детей.
Больше всего российских семей пострадало в Финляндии: у 34 семей опека изъяла 44 ребенка. На втором месте Норвегия — 15 детей были отобраны у 12-ти российских семей. Также в списке Германия, Бельгия, Франция, Канада, США, Австралия, Мальта, Италия, Дания, Австрия, Испания.
И это только малая часть тех, кто также пострадал от действий органов опеки западных стран. Многие родители боятся огласки: местные законы под предлогом защиты прав детей запрещают папам и мамам обращаться в прессу и вообще куда-либо за помощью. У тех, кто на это решается, ситуация усложняется еще больше. Родителям могут вовсе запретить и так редкие встречи с отобранными у них детьми.
В частности, Римма Салонен, борющаяся за право общения со своим сыном в Финляндии, сполна ощутила на себе запрет на свободу слова. Местные власти предложили ей немного увеличить время для свиданий с ребенком, но только в том случае, если она перестанет общаться с прессой.
Аналогичный шантаж был применен и в отношении Ирины Бергсет. В постановлении норвежского суда говорится, что "вопрос об объеме свиданий русской матери со своим норвежским сыном напрямую зависит от уровня активности матери, и время свиданий может быть увеличено судом исключительно в случае, если мать снизит уровень своей активности в русских медиа".
Подобная ситуация возникла в том числе и потому, что российский закон о гражданстве по сути ущемляет права детей, рожденных в смешанных браках. Ни в одной из стран Запада нет нормы, обязывающей получать согласие иностранного родителя для того, чтобы дать гражданство ребенку. Наоборот, гражданство детям от смешанных браков дают или автоматически, или по заявлению одного из супругов. А иногда для этого достаточно, чтобы кто-то из бабушек или дедушек был гражданином этих стран (в Италии это правило распространяется также на прабабушек и прадедушек).
И только Россия до недавнего времени делала все, чтобы максимально осложнить получение гражданства детям, рожденным вне территории РФ. Одного факта разрешения иностранного супруга более чем достаточно — но это еще не все. Необходимо также личное присутствие обоих родителей в консульстве, для чего им приходится предпринимать длительные и дорогостоящие поездки. Помимо этого, требуется заплатить крупный консульский сбор — при том, что в большинстве стран за это не берут вообще никакой платы, так как гражданство является правом гражданина, и требовать за него деньги более чем странно.
Дважды в Госдуму вносились поправки в закон о гражданстве, которые должны были убрать эту дискриминационную норму. Но депутаты неизменно их отклоняли — по причине "нарушения прав иностранных граждан". В последний раз это произошло в январе 2012 года. Столь трепетная забота об иностранных гражданах в ущерб интересов собственных выглядит более чем странно.
Но в апреле появилась надежда на то, что ситуация изменится. Тогдашний президент Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". В пояснительной записке говорится: "Целью предлагаемой законопроектом поправки является создание максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей которого — гражданин Российской Федерации".
Читайте также: Норвежские суды на стороне педофилов
Также поясняется, что "отсутствие у ребенка российского гражданства приводит к невозможности защиты его интересов со стороны России (в том числе посредством оказания дипломатической и консульской поддержки), а также существенно затрудняет реализацию родителем-соотечественником хотя бы минимального объема родительских прав, гарантируемых законодательством Российской Федерации".
Законопроект должен был рассматриваться депутатами в июне, но его опять отложили. А пока что Россия продолжает "дарить" детей от смешанных браков другим государствам, которые с полным на то основанием считают их безраздельно своими.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.