Должны ли те, кто получает сверхдоходы, платить с них сверхналоги? На этот вопрос существуют два варианта ответа — политический и экономический, которые противоречат друг другу. Тем не менее, политики разных стран пытаются найти компромисс между желанием богатых жить красиво и потребностью государства накормить всех без исключения своих граждан.
Из Франции пришла печальная для местных миллионеров новость. Власти объявили, что с 2013 года введут налог в 75 процентов на доходы граждан, превышающие 1 миллион евро в год. Франсуа Олланд, как известно, социалист и победил на президентских выборах в том числе благодаря обещаниям урезать аппетиты богачей.
Читайте также: Пенсионная реформа: попытка номер три
"Это очень важный знак во время экономического кризиса. В стране растет безработица, народ переживает трудные времена. А налоговая система устроена таким образом, что богатые люди платят меньше, чем бедные", — заявила на круглом столе в Москве экономист Парижской экономической школы Джулия Каже. И привела наглядный пример. Некоторое время назад самая богатая женщина Франции Лилиан Бетанкур продала за 60 миллионов евро принадлежавший ей остров и не заплатила с этого ни цента налогов.
Впрочем, директор по развитию парижского Института экономических и фискальных исследований Николя Лекосен напомнил, что Бетанкур при всей ее экцентричности принадлежит к семье, создавшей один из флагманов французской промышленности — концерн L'OREAL. "Эта компания дает работу десяткам тысяч человек. И вообще, 40 процентов нынешних богатых во Франции — это люди, создавшие новые предприятия. Они заслужили свои деньги", — заметил Николя Лекосен.
Налог в 75 процентов он назвал "не первой плохой инициативой" нового президента и предрек, что теперь богатые толпами побегут из Франции в те места, где им предоставят налоговые льготы.
Российские противники повышения налогов для богатых тоже аргументируют свою позицию тем, что люди со сверхдоходами всегда найдут способ вывести их из-под налогообложения — в том числе и предметы роскоши. "Большинство частных самолетов наших миллионеров зарегистрированы в Финляндии, где и платят налоги. Введут налог на яхту — также отправят ее в Хельсинки", — привел пример известный экономист, профессор Евгений Гонтмахер.
К тому же, по его словам, есть большая разница между Россией и Францией — в частности, по бюджетному дефициту. Во Франции он огромный, в России почти отсутствует. Зато в нашем бюджете немало статей с неэффективными расходами. "За счет более эффективного управления бюджетом мы сможем сэкономить гораздо больше денег, чем за счет налогов на роскошь", — уверен Евгений Гонтмахер.
По его мнению, с богатых нужно собирать косвенные налоги — например, на недвижимость, который у нас очень низкий. Правда, ввести такой налог, как выяснилось, не так-то просто. Причина тому — в низком уровне налогового администрирования в России. "Наша налоговая служба попросту не готова к тому, чтобы реально отслеживать, кто как платит налоги. Если ввести тот же налог на недвижимость, сразу возникает масса мелких технических вопросов. Кто будет отслеживать, у кого какой дом, кто будет его оценивать? А главное, как оценщику вообще попасть в элитный поселок, находящийся под охраной?", — задался риторическим вопросом экперт.
Его коллега из Высшей школы экономики, доктор экономических наук Сергей Смирнов выступает против введения прогрессивного налога. Напомним, что сегодня все платят одинаковые 13 процентов, независимо от уровня дохода. По мнению Сергея Смирнова, прогрессивный налог с зарплаты в 60 тысяч рублей загонит семью из четырех человек в хроническую бедность.
Но непонятно, почему выбран именно такой порог — 60 тысяч? Когда речь идет о действительно богатых людях, подразумевается, что они владеют дорогой недвижимостью, роскошными автомобилями и так далее. Купить все это на зарплату в 60 тысяч точно не получится. А вот в некоторых госкорпорациях доход менеджеров среднего звена может составлять и 400 тысяч в месяц. Может быть, отталкиваться от этого уровня?
Читайте также: Почему нас пугает безнал?
Что касается, частных компаний, то они, конечно, вольны устанавливать такие зарплаты, какие хотят, но часто это происходит без какой-либо связи с эффективностью их работы. "Во время кризиса многие инвестиционные фонды обанкротились, хотя зарплаты их топ-менеджеров исчислялись миллионами долларов. Несправедливо, чтобы люди получали такие зарплаты", — уверена Джулия Каже.
Кстати, разрыв между богатыми и бедными в России по-прежнему очень высок. Доходы наиболее обеспеченных граждан в 16 превышают доходы наименее обеспеченных. В Германии, Австрии и той же Франции эта разница составляет пять-семь раз.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.