Должно ли государство вмешиваться в работу волонтеров? Сама постановка этого вопроса вызвала споры на несколько дней. На слушаниях в Общественной палате даже прозвучали слова об угрозе раскола гражданского общества в случае принятия подобного закона. Впрочем, даже критики признают нужность некоторого регулирования добровольческой деятельности.
Острая дискуссия возникла с умелой подачи эсера Ильи Пономарева, опубликовавшего в своем блоге проект концепции закона о волонтерах, подготовленный несколькими членами Общественной палаты. Главный пункт документа, вызвавший шквал критики и негодования, состоит в следующем: волонтеры смогут действовать на той или иной территории только по поручению конкретной организации, заключив с ней договор.
Читайте также: Помощь Крымску - из Сети в реальный мир
Именно это и было расценено не просто как попытка государства вмешаться в работу добровольцев, но как фактический запрет на подобную деятельность. На фоне событий в Крымске, где сотни волонтеров работают буквально с первого дня трагедии, это выглядит особенно драматично.
В результате одному из авторов концепции — члену Общественной палаты Дарье Милославской — пришлось оправдываться и пояснять, что речь шла совсем о другом. И вообще этот проект разрабатывался задолго до событий в Краснодарском крае. Ее коллега Илья Дискин напомнил, что о нужности подобного закона задумались еще два года назад — летом 2010 года, когда во время сильнейшей жары вокруг Москвы горели торфяники.
Именно тогда о добровольцах, кинувшихся в массовом порядке тушить леса и помогать погорельцам, заговорили как о реальной силе гражданского общества. И сразу возникли вопросы: кто должен обеспечивать их если не оборудованием, то хотя бы ночлегом и питанием? Кто отвечает за их безопасность — страхуя, к примеру, их жизни и здоровье?
Надо отметить, что добровольцы — это не только люди, оказывающие экстренную помощь при чрезвычайных происшествиях. Наталья Данилина уже более 17 лет занимается волонтерской деятельностью в природоохранных зонах. По ее словам, в последнее время в добровольцы идет вал людей — до 100 человек в заповедник. "Это нормальная потребность людей быть причастными и помогать в трудных ситуациях", — уверена Наталья Данилина.
Но, по ее словам, в обеспечении работы волонтеров существует правовой вакуум. "Должна быть ответственность организаций перед третьими лицами. условно говоря — не нужно перетаскивать бабушку через улицу вопреки ее желанию. То есть добровольцы должны четко знать, что им нужно делать, чтобы не получалось медвежьей услуги. А государственные организации, использующие их труд, обязаны нести свою ответственность. Чтобы не оставлять людей где-то в высокогорье после того, как они сделали свою работу. А такие случаи нередки, когда волонтеров попросту "забывают" в труднодоступных местах заповедников и они добираются как могут", — говорит Наталья Данилина. Все эти моменты мог бы урегулировать соответствующий закон.
А волонтер Максим Мищенко, только что вернувшийся из Крымска, поделился своими ощущениями. По его многолетнему опыту, волонтеры тоже бывают разные. Большинство из них на самом деле хотят помочь, но попадаются и такие, кого тянет на место трагедии, как в "энергетическую воронку". Такие психически неадекватные люди начинают паразитировать на чужой боли и страданиях, сея панику и распуская слухи. И от подобных "волонтеров", по мнению Максима, надо как-то защищаться.
При этом, конечно же, нужно избежать излишней регламентации. "Если с точки зрения государства "настоящим" волонтером будет считаться только тот, кто действует по поручению некой организации, все остальные, кто приехал помогать просто по зову души, автоматически окажутся вне закона", — уверен Алексей Ярошенко из "Гринпис". Но и он согласен с тем, что добровольцам необходимо решать вопросы страховки и компенсации затрат — в частности на дорогу.
А ведь есть нюансы и в трудовом законодательстве. В Германии, например, люди, состоящие в волонтерских организациях, по первому звонку выезжают на место, где требуется их помощь. Работодатели считают такой повод для пропуска работы вполне уважительной причиной. У нас пока ничего подобного нет.
Президент Российского центра развития добровольчества Галина Бодренкова уверена, что в первую очередь необходимо создавать территориальные добровольческие центры. "Если бы подобный центр был в Крымске, добровольцы сумели бы, по крайней мере, обойти дома и оповестить людей об опасности", — считает она.
Читайте также: К юным москвичам приставят дружинников
И обязательства, по ее мнению, должны быть взаимными. Добровольцы, приехавшие на место ЧС, должны вести себя соответствующим образом, подчиняться жесткому распорядку, принятому на месте. Ну, а государство в свою очередь обязано обеспечить их самым необходимым.
Подведем итог. С одной стороны волонтерство не должно быть "экстремальным туризмом" и должно регламентироваться определенными правилами. Но и отказаться от помощи людей, которые искренне хотят быть полезными, но не собираются оформлять свой порыв души юридическим договором, тоже было бы неверно.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.