В лесах на севере Костромской области затерялся небольшой городок Кологрив. Добраться туда нелегко, но оно того стоит: ты попадаешь в другой мир, законсервированный десятки лет назад и сохранивший очарование прошлого. Правда, туристы сюда наведываются нечасто. А на местное население старинный шарм не действует, поэтому кологривцы и уезжают.
Добраться до Кологрива можно только на автобусе от железнодорожной станции Мантурово. Местная легенда гласит, что когда-то один из меценатов Костромской губернии задумал построить здесь железную дорогу. Возвели здание вокзала, а рельсы так и не проложили - деньги кончились. Так и появился легендарный кологривский вокзал, от которого не отправляются поезда. "В прошлом веке он использовался как автостанция", - вспоминают старожилы. Теперь автобус ходит только два раза в неделю. Кроме того, есть транзитный рейс Кострома - Кологрив, один раз в день, поздно вечером.
Читайте также: Уголки России: где рухнули мечты Наполеона
Однако все мои попытки купить билет оказались тщетными: кассира на автостанции не было. Обследовав все здание вокзала, я скоро обнаружил, что оно абсолютно пустое. Только изредка через неохраняемые рамки металлодетектора проходили случайные пассажиры. Буфет, якобы работающий круглосуточно и без выходных, был закрыт.
На улице перед вокзалом царило умиротворение. Какой-то мужичок разговаривал с другом по телефону: "Здорово, с праздником тебя!.. Как с каким? С Днем молодежи. А ты чего, в старики записался?.. Серегу помнишь? Так он потонул. Нет, он в ментовке, ему чуть-чуть не хватило, выгнали его... Потонул. Напились, видимо, кто знает, чего там... А Валерка-то сейчас с бабой-то живет? А-а-а, понятно".
Когда до автобуса еще оставалось три часа, местные таксисты сообщили, что кассирша уехала домой. С десяток невольных безбилетников куковали возле автовокзала и гадали, скоро ли подадут транспорт. С некоторым опозданием появилась набитая маршрутка. Пассажирам сообщили, что автобус сломался, и поедут они на чем придется.
Люди с трудом, но втиснулись в микроавтобус. Делать нечего, ведь следующий рейс только через сутки. По пути в какой-то деревне подобрали двух пьяных мужиков, которые всю дорогу заваливались на соседей и матерились. Никакие увещевания на них не действовали, приходилось терпеть.
Читайте также: Уголки России: сердце Сибири - Тобольск
Мимо проплывали заброшенные поля и деревни, а на разбитой трассе под колесами то и дело попадались колдобины, на которых микроавтобус бойко подпрыгивал. Но что такое пьяные попутчики и дорожная встряска по сравнению с теми красотами, которые открывались по сторонам. Повсюду нескончаемое пение птиц, непуганые зайцы и лисы выходят прямо на дорогу. Несколько раз в год сюда наведываются иностранные экологи, изучающие заповедный Кологривский лес. Он занимает большую часть площади Кологривского района, и заблудиться в ней ничего не стоит.
Можно выбрать любое направление от города: куда ни пойди - всюду чащоба, повстречаешь не только зайца с лисой, но и волка с медведем. Здешние жители обязательно поведают заезжим гостям историю о том, как силовики застрелили "лешего" - мужика, который вопреки предписаниям жил на территории заповедника. Старушки рассказывают, что "леший" никому не желал зла, а убили его только по одной причине: мешал администрации заниматься браконьерством.
Совсем другие истории вы услышите от экскурсоводов местного Краеведческого музея имени Ладыженского. Туристы сюда заходят нечасто, поэтому их ждут с нетерпением и встречают тепло. С искренней гордостью за свою малую родину сотрудники поведают, что в XVI веке крепость Кологрив занимала важноестратегическоеположениеислужилазаслономоттатарскихнабегов,асамуездный город был основан еще при Екатерине II - в 1778 году.
Читайте также: Уголки России: острог, резьба и черное золото
Сейчас самое оживленное место Кологрива (он небольшой, без труда обойдешь пешком) - центральная площадь. Справа стоит Успенский собор и несколько старинных домов постройки конца XVIII века. В центре разбит парк с "трафаретным" памятником Ленина, слева - небольшой продуктовый магазинчик, явно сохранившийся с советских времен, и ресторан, который работает по какому-то очень особому графику.
В первый же вечер моего пребывания в городке я обнаружил, что местная гостиница закрыта (ее сочли нерентабельной), да и еды купить уже негде - круглосуточные магазины отсутствуют как таковые. "У нас жителей полтора человека, а туристы почти не ездят. Для кого тогда магазины?" - объяснила мне молодая кологривчанка.
Зато жилье в городе найти нетрудно. Цены не кусаются: в Кологриве нет ни общественного транспорта, ни единой системы отопления, а водопровод охватывает лишь центральную часть города, так что местные жители в основном ходят по воду к колодцам или колонкам. Всегда можно снять (а при желании даже приобрести) квартиру или избушку где-нибудь на окраине.
Читайте также: Уголки России: Пушкин и пожарские котлеты
Впрочем, до нее от центра буквально рукой подать. Обходим живописный пруд, идем вдоль реки мимо обшарпанного здания приюта и оказываемся на перекрестье дорог, одна из которых ведет на мост, а другая петляет среди дощатых домов и огородов. Чем дальше от центра, тем живописнее становится пейзаж, да и асфальт очень быстро сходит на нет. Отъедешь еще на десяток километров - и увидишь россыпь заброшенных деревень, список которых пополняется с каждым годом: Мархинино, Иваново, Марьино... В кровле домов зияют дыры, половицы рассохлись и провалились, дворы заросли кустарником.
Люди отсюда бегут в Кологрив, худо-бедно поддерживая там численность населения. Но прогнозы неутешительны: если продолжится отток молодежи, через 10 лет город рискует превратиться в забытую Богом деревню. Старожилы предупреждают об этом еще с конца девяностых, и небезосновательно. Бьет тревогу и Эмиль Тимганов - главред местной газеты "Кологривский край", которая является для городка единственным источником новостей.
В годы застоя население Кологрива превышало 5 тысяч человек, теперь составляет только 3,5 тысячи. Появились заброшенные дома, причем уже не только на окраине, но и в центре. Единственный профессиональный техникум для молодежи закрылся с 1 июля. Причина банальная - отсутствие финансирования: бюджет района пополняется в основном за счет лесозаготовок, однако из-за мирового финансового кризиса цены на древесину резко упали. Отсутствие перспектив вынуждает молодежь покидать райцентр. В этом году выпускников набралось всего 49 человек. "Из них сорок человек разъедутся в другие города", - говорит мне Эмиль Тимганов.
Читайте также: Уголки России: сокровища подземелий
Уезжают не только вчерашние школьники. Даже те, кто прожил в Кологриве не один десяток лет, постепенно смиряются с мыслью о переселении. "Работы никакой, разве что сторожем или кочегаром", - разводит руками 48-летний Анатолий, хозяин аккуратного домика с ухоженным огородом. Постоянного источника дохода нет, объясняет мужчина, приходится перебиваться случайными заработками, наниматься кем попало. Оно и понятно: за последние пять-семь лет город лишился профессионального техникума, гостиницы, хлебозавода. И только возвышающиеся над ним своды Успенского собора напоминают о славном прошлом этого населенного пункта.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.