Конкуренция между перевозчиками достигла апогея.

Пассажиры маршруток в плену у нелегалов

Эта проблема хорошо знакома властям более-менее крупных населенных пунктов по всей матушке-России. Хотя количество личных авто растет как на дрожжах (а еще говорим, что плохо живем!), "поголовье" общественного транспорта не уменьшается. А поскольку им сейчас рулят и частники, конкуренция между ними и легальными перевозчиками доходит до криминала.

Взять, к примеру, столицу Урала. Очередная попытка администрации Екатеринбурга навести хоть какой-то порядок на рынке пассажирских перевозок и повысить уровень безопасности поездок по городу привела прямо-таки к некой катастрофе, транспортному коллапсу. Как пишет популярное местное издание URA.Ru, компании, проигравшие конкурсы на обслуживание маршрутов, отказываются уходить с рынка и устраивают с легальными перевозчиками настоящие гонки на выживание. Естественно, на своих микроавтобусах, набитых пассажирами.

Думается, в такую ситуацию попадали многие - ведь все мы, по большому счету, пассажиры. Представьте себе: сидите вы в маршрутке, а водитель, словно обезумев, остервенело накручивает баранку и поддает газу, чтобы обогнать своего конкурента и успеть первым забрать народ на следующей остановке. Тут, как говорится, тише едешь - порожняком останешься.

Еще более распространенный пример, когда "маршрутчики", чаще всего нелегальные, запросто обгоняют более тяжеловесный и менее маневренный муниципальный транспорт. "Перехватывают" и пассажиров, и, соответственно, выручку. Вроде бы работают по жестким законам рынка, обеспечивая конкуренцию неповоротливым муниципальным автопаркам. Но при этом так лихачат, что всерьез рискуют жизнями людей в салоне своих микроавтобусов. И толком не несут ответственности, ведь они же - нелегалы...

Читайте также: За рулем маршруток - водители-наркоманы.

Но вернемся в Екатеринбург, к конкретной ситуации в городе. Тамошняя администрация не в первый раз берется упорядочивать пассажирские перевозки. В этом году мэрия выставила на конкурс несколько маршрутов, заранее предъявив к участникам высокие требования, от количества и качества автобусов до униформы водителей.

Корреспондент местного СМИ приводит вопиющий пример: конкурс на перевозку пассажиров со 2 июля выиграла одна транспортная компания, выполнившая все требования, а на маршруте до сих пор работает и другая, которая проиграла. Она уже добрых десять лет возит людей по городу - на одних и тех же дышащих на ладан "Газелях" и ПАЗиках, а теперь наотрез отказывается уходить с рынка. Что все эти годы мешало ей вкладываться в обновление автопарка и выйти на конкурс с конкурентной базой - никому не ведомо...

А тем временем победители конкурса, естественно, терпят убытки и говорят, что они на такое "не подписывались", резонно требуя от мэрии Екатеринбурга срочно навести порядок. Иначе зачем вообще конкурс-то затевали? Ведь пришлось закупать новую технику, оборудовать транспорт в соответствии с требованиями муниципального заказа и так далее. Может, проще было бы так, как транспортные "нелегалы" - продолжать ездить на старых дребезжащих автобусах, не вкладывая в развитие транспортной базы ничего?

Антон Чуйкин: Автомобиль - всегда риск.

Борьба на вышеупомянутом екатеринбургском маршруте уже выходит за рамки закона... Водители выигравшей конкурс транспортной компании жалуются на гиперактивность нелегальных конкурентов: те переманивают пассажиров, "зажимают" чужие автобусы, не подпускают их к остановкам. На дорогах устраивают настоящие гонки, коллегам-соперникам угрожают физической расправой. Причем городские власти хранят подозрительное молчание. По всей видимости, в ближайшее время никаких принципиальных изменений в ситуации не произойдет.

В пресс-службе УГИБДД по Свердловской области сообщили, что рассчитывать на вмешательство инспекции не стоит - ведь в полномочия ее сотрудников не входят проверки общественного транспорта на наличие права осуществлять пассажирские перевозки. Это юрисдикция Уральского управления государственного автодорожного надзора, его специалистов. Только они имеют право проверить организацию, обслуживающую маршрут.

Если нарушение выявлено, то материалы передаются для принятия решения в прокуратуру. Только она имеет право наказывать нелегалов, зато вплоть до уголовного преследования. В ведение же ГИБДД входит соблюдения водителями общественного транспорта правил дорожного движения, перевозки пассажиров, условий предрейсового технического осмотра транспорта и медицинского - водителей. Но прокуратура буквально завалена другими делами, поважнее. И сколько времени пройдет с момента подачи заявления до принятия прокурорского решения - не знает никто...

Читайте также: Пьяный за рулем хуже дураков и дорог.

В общем-то, ситуация понятная: во многих российских городах творится то же самое. Проигравшие муниципальные конкурсы и тендеры предприниматели не хотят покидать рынок только потому, что их конкуренты оказались более щепетильными в отношении норм и правил. Вроде бы, вот он и есть - капитализм, издержки рыночных отношений и все такое. Хочешь зарабатывать деньги, придется крутиться и сталкиваться с другими, кто пытается нажиться на том же самом. Причем сталкиваться порой в буквальном смысле. Неужели екатеринбургские чиновники, из-под контроля которых явно вышли пассажирские перевозки, дожидаются такого столкновения, чтобы пострадали или, не дай Бог, погибли люди?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить