Электрическую лампочку, которая горит непрерывно более 100 лет, изобрели еще в XIX веке. Но вы не купите ее в магазине, потому что производство товаров с длительным сроком годности запрещено. Это называется концепцией запланированного устаревания. Цель — поддерживать экономический рост, заставляя покупателей приобретать все больше ненужных товаров.
Впрочем, далеко не все согласны участвовать в этой бесконечной гонке за вещами. Как противовес ей на просторах интернета возникли сообщества людей, безвозмездно дарящих то, что стало им по каким-то причинам не нужно. И оказалось, отдавая, взамен человек получает гораздо больше. Например, общение с единомышленниками. За деньги его точно не купишь.
В заштатном американском городке Ливермор на местной пожарной станции есть одна достопримечательность, которая достойна не только книги рекордов Гиннесса, но и всемирной славы. Это электрическая лампочка. Ее повесили там еще в 1901 году. И с тех пор — вот уже более ста лет — она горит непрерывно. За это время уникальная лампочка пережила две современные видеокамеры. Секрет ее едва ли не вечной работы — в особой нити накаливания, которая была изобретена еще в конце 19-го века. Как говорят, впоследствии способ производства этой нити был утрачен. Утрачен ли? Или намеренно спрятан, а скорее, и вовсе уничтожен?
Читайте также: Мельница мифов: от Эдисона до Ильича
Фильм испанских документалистов "Купить, выбросить, купить" показывает технический прогресс совершенно с неожиданной стороны. Пусть непосвященные обыватели думают, что развитие общества непрерывно идет вперед, радуясь появлению очередных технических новинок. На самом деле, оно давно уже топчется по одному и тому же кругу. И у этого "топтания" есть свои скрытые пружины.
Как говорят авторы фильма, в 1924 году в Женеве собрался некий всемирный картель, разработавший тайный план контроля за мировым рынком. Одной из первых жертв такого контроля стала именно электрическая лампочка. К тому времени на рынке уже появились лампочки, срок службы которых составлял 2500 часов (самая первая работала 1500 часов). На заседании картеля было решено ограничить срок годности лампочки одной тысячей часов. А тех производителей, чей товар работал дольше, штрафовали на крупные суммы. Архивариусу из Берлина удалось найти документы, подтверждающие реальность штрафных санкций. Неудивительно, что лампочки со сроком службы до ста тысяч часов, изобретенные в середине прошлого века, так никогда и не вышли за стены лаборатории.
В дальнейшем концепция запланированного устаревания распространилась и на множество других потребительских товаров. В фильме житель Барселоны Маркус пытается починить отказавшийся работать принтер. Во всех мастерских ему отказывают, убеждая приобрести новый. Девять из десяти человек на его месте так бы и поступили. Но Маркус, как говорится, "включил мозги" и решил разобраться, в чем тут дело. И обнаружил маленький секрет принтера — особую микросхему, "выключающую" его после запланированных производителем 18 тысяч часов работы. То же самое с нейлоновыми чулками. В момент создания они были настолько прочными, что их рекламировали как своеобразный трос для эвакуации автомобиля. Но очень скоро инженерам была дана задача значительно уменьшить срок годности. И они с ней блестяще справились.
В чем тут интерес производителей, объяснять не нужно. Чем меньше срок службы товара, тем чаще ему требуется замена и тем больше спрос на него. А вот в чем выгода потребителя, то есть нас с вами? Нам долго внушали миф о свободном рынке, который сам все отрегулирует и предложит покупателю наиболее выгодное соотношение цены-качества. Но оказалось, никакого свободного рынка давно нет. Иначе последние лет 50 мы жили бы совершенно в другом мире. Ведь если еще 100 лет назад были изобретены практически вечные лампочки, то что или кто мешает изобрести вечные двигатели или, по крайней мере, дешевые источники энергии?
Американский футуролог Жак Фреско (о его проекте "Венера" писала "Правда.Ру"), уверен, что жизнь без денег вполне реальна. В этом идеальном мире люди будут получать все необходимое для жизни совершеннобесплатно — за счет правильно используемых ресурсов Земли. И учитывая факты, рассказанные испанскими документалистами, в это начинаешь все больше верить. Правда, в мире Жака Фреско не будет банкиров, экономистов, рекламных агентов — тех, кто поддерживает нынешнюю модель экономики, в которой смысл нашей жизни сводится только к одному бесконечному потреблению огромного количества товаров, большинство из которых нам не нужны.
Действительно, чем, как ни манипулированием с помощью рекламы и доступных кредитов можно объяснить неуемное стремление приобретать новые вещи только потому, что старые как бы вышли из моды или преднамеренно пришли в негодность. И еще в этом мире не будет супербогачей, чей доход как раз и базируется на нашей готовности все время покупать. Изнанку потребительского бума западного общества можно обнаружить в странах третьего мира, например, в Гане, которая постепенно превращается в мировую помойку отходов электроники. Нам всем остается только гадать: что закончится быстрее — свободное место под мусорные свалки или природные ресурсы Земли.
Читайте также: "Истина познается… в мусоре"
Впрочем, далеко не все готовы мириться с ролью винтиков мировой экономики, направленной на обогащение узкой прослойки. В последнее время в интернете появляются сообщества людей, готовых безвозмездно отдавать друг другу вещи, которые им стали не нужны. Одно из таких сообществ "Дару-дар", созданное в 2008 году. За три года существования проекта там зарегистрировалось более 130 тысяч человек. Ежедневно в рамках сообщества в дар отдают более двух тысяч вещей и услуг. Всего же с момента основания сообщества люди подарили друг другу миллион даров. И если начинался "Дару-Дар" в Москве, то сегодня его география включает сотни городов в странах СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдова. Ассортимент даров тоже разнообразен: одежда, электроника, детские вещи, предметы коллекционирования. Недавно в качестве дара предлагалось, например, летнее проживание на подмосковной даче.
Наверное, поначалу проект задумывался как некий сервис для удобства людей, желающих избавиться от ненужных вещей. Действительно, у каждого в доме найдется немало предметов, которые и выбросить жалко, потому что в хорошем состоянии, и предложить друзьям или соседям как-то неловко. Кстати, один из создателей "Дару-Дар" Максим Каракулов, выступая недавно на семинаре в Лаборатории социальных инноваций, поделился со слушателями интересным наблюдением: "Когда мы запускали "Дару-дар", то столкнулись с тем, что такого понятия, как "дарение", в общем-то, не было. То есть оно, конечно, было в словаре, но в самой жизни его не было. Дарение воспринималось как, например, дар божий, или дар государства, или дар художника музею, то есть как что-то такое сверхчеловеческое. И своим сервисом дарения мы заявили, что может быть и по-другому, что дарение свойственно каждому человеку, причем ежедневно и регулярно".
Читайте также: Отдам даром: и вещи, и проблемы
И оказалось, что даже таким вот способом можно менять сознание людей, а значит, и окружающий мир. "Привычно думать, что мир меняется, когда совершаются революции, когда свергается власть, то есть почему-то под изменением мира всегда воспринимается какое-то насилие, разрушение или беспорядок. Но на самом деле подлинное изменение мира лежит совсем в другом", — говорит Максим.
Вокруг идеи дарения возникло сообщество людей, для которых естественней оказалось отдавать, а не приобретать. Более того, дарение оказалось напрямую связанным с доверием. Когда бескорыстный поступок другого человека вызывает не подозрение, а нормальную реакцию — благодарность. Как говорит Максим Каракулов, "Дару-дар" занимается тем, что создает социальную среду дарения, повышает доверие внутри общества и увеличивает вероятность проявления дарения внутри него. То есть там, где раньше была продажа, там теперь может быть дар. Там, где раньше ничего не было, теперь может быть дар". Возможно, сообщество дарителей — первый шаг к созданию идеального общества, о котором мечтает футуролог Жак Фреско.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.