В российской прессе снова начали обсуждение программы государственной поддержки обучения российских студентов за рубежом. "Российская газета", в частности, информирует, что на государственные деньги (по 53 тысячи евро на каждого студента) в ближайшие три года высшее образование в лучших мировых вузах могут получить до трех тысяч студентов. Проект указа президента России "О содействии привлечению в российские организации граждан Российской Федерации, прошедших обучение в ведущих иностранных образовательных организациях", опубликован на сайте Минэкономразвития. Разрабатывал его, как известно, еще прежний министр образования Сергей Фурсенко. Реализацией будет заниматься нынешний — Дмитрий Ливанов. А отвечать за результаты перед президентом, по всей видимости, придется действующему премьер-министру России Дмитрию Медведеву.
И вот небезынтересный факт. Правительство соседнего с нами государства — Казахстана — совсем недавно приняло прямо противоположное решение. В 2012 году по распоряжению премьер-министра Казахстана Карима Масимова будет кардинально реформирована аналогичная национальная программа "Болашак" с тем, чтобы за государственный счет за границу ездили повышать квалификацию не магистры и бакалавры, а уже дипломированные специалисты. И вот вопрос: может быть, было правильно присмотреться к опыту соседей, которые уже прошли этот путь и сделали определенные выводы?
Российское государство намерено оплачивать обучение "наиболее перспективных кандидатов" в зарубежных вузах с тем, чтобы они, по возвращении на родину, несколько лет отработали по специальности. Сами разработчики новой инициативы говорят о том, что в первую очередь поддерживать будут тех, кто станет управленцем в муниципальной или государственной сфере. Но вот если молодой специалист на родину по окончании курса не вернется, то с него взыщут всю сумму с процентами.
Казахстанская программа "Болашак" ("Будущее") была принята два десятилетия назад. В ситуации, когда после развала Советского Союза преподаватели университетов уезжали целыми кафедрами (в Израиль, Германию, Россию и так далее), где можно было подготовить квалифицированных специалистов?
Ежегодно множество казахских юношей и девушек, прошедших тестирование, отправлялись учиться на Запад — в США, Великобританию, Канаду, Францию, Швейцарию и т. д., или на Восток — в Японию, Малайзию или, например, Австралию. Что же показал опыт ее реализации?
Конечно, немало пришлось создать условий, чтобы молодежь на родину возвращалась — в первую очередь самая талантливая. Однако, если уж крупная корпорация "положила глаз" на действительно подающего большие надежды специалиста, то она и готова была возместить казахстанскому государству все затраты на его обучение. Постфактум.
То есть иногда получалось, что РК кредитовало подготовку специалистов для иностранных корпораций из числа собственных граждан. Одновременно получалось, что миллионы долларов, которые могли быть потрачены на развитие собственных учебных заведений, уходили зарубежным университетам.
Другая проблема, с которой столкнулся Казахстан, — возвратившиеся из западных высших учебных заведений в родные пенаты молодые менеджеры не быстро адаптируются к национальной ситуации: полученные знания не всегда "ложатся" на казахстанскую реальность. Просто потому, что те методы, которые хорошо работали, например, в Швейцарии, буксуют в стране с иным менталитетом и традициями. Конечно, безусловный плюс "болашаковцев" — это блестящее знание иностранного языка и широкий кругозор. Но проблемы разрыва с реальностью это не снимает. Молодые люди просто не могли в ходе обучения определить, что именно им понадобится дома, и это снижало ценность знаний, полученных в заморских университетах.
Все это стало одной из причин, по которым правительство Казахстана во главе с Каримом Масимовым приняло решение сделать упор на развитие национальной образовательной и научной базы.
Одним из практических шагов, направленных на реализацию этой программы, стало открытие в 2010 году в Астане нового Назарбаев-Университета, оборудованного по последнему слову научной мысли. Казахское руководство решило, что правильнее приглашать в Казахстан западных профессоров и ученых, чтобы они на месте могли помочь готовить будущую интеллектуальную элиту страны.
А по грантам, полученным от "Болашака", из Казахстана будут выезжать опытные специалисты для обучения в докторантуре PhD и стажировок. Кроме того, за рубеж для повышения квалификации будут направлять как университетских профессоров, так и школьных учителей. Премьер-министр РК Карим Масимов говорит о том, что это даст мультипликативный эффект как для системы образования, так и в целом для экономики Казахстана…
За почти 20-летнюю историю реализации программы "Болашак" Казахстан, безусловно, прошел очень серьезный путь. И, приступая к реализации аналогичной программы в России, логично было бы этот опыт серьезно изучить. Хотя бы для того, чтобы обойти те "подводные камни", которые уже стали очевидными. Возможно, и нам стоит более серьезно отнестись к повышению качества отечественного образования, а не только увеличивать поток российских студентов в ведущие мировые вузы?
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.