Программа профилактики отказа от новорожденных

Детей без мамы быть не может

Половина женщин, отказывающихся от своих малышей, поступают так не из-за социального неблагополучия. Причины — в психологическом настрое, восприятии ребенка как источника проблем. В 20 регионах России уже действует программа профилактики отказа от новорожденных. В итоге от 30 до 50 процентов "отказников" удается оставить в родных семьях.

Пять лет назад Александра Марова общалась на интернет-форуме с такими же молодыми мамами, как она сама. У кого-то возникла идея — передать одежду, из которой их дети начали вырастать, в местный детский дом. В результате одним визитом дело не ограничилось. "Мы стали ходить в детский дом по два раза в неделю и дело кончилось тем, что каждый из волонтеров усыновил по ребенку", — рассказывает Александра.

Читайте также: В Тюмени и Череповце почти не осталось сирот

Но очень быстро стало понятно, что даже самое горячее участие нескольких неравнодушных людей в жизни детдомовцев не решает проблему в принципе. Как говорит Александра, "мы усыновили нескольких детей, а на их место сразу же поступили новые". И тогда возникла мысль — попытаться если не остановить, то хотя бы сократить этот бесконечный поток социальных сирот. Поскольку основная часть обитателей детских домов сегодня — это именно социальные сироты, то есть дети, имеющие родителей, но лишенные их попечения.

Профилактику отказа от новорожденных выбрали потому, что так легче оценить эффективность работы. Правда, технологию пришлось искать методом проб и ошибок. "Сначала у нас была команда из шести человек, такой "отряд быстрого реагирования", который срывался по первому требованию. Помню один из первых случаев, когда мы все вместе поехали к женщине, которая не разрешала своей дочери оставить ребенка. Вломились к ней всей толпой и начали агитировать. Разумеется, с нами никто даже не стал разговаривать", — сегодня Александра вспоминает этот эпизод в качестве примера, как не нужно поступать. Не удивительно, что тогда им не удалось предотвратить отказ. Постепенно пришло понимание, что методом наскока и психологического давления ничего не добьешься.

"На эмоциях тут вообще действовать бесполезно. "Продавить" психологически можно почти любого человека, а что дальше? Возьмет она ребенка сегодня, а спустя какое-то время вновь откажется от него, если осталась причина для такого ее решения", — говорит Александра. По ее убеждению, нужно не давить на женщину, решившуюся отказаться от младенца, не пытаться ее воспитывать и ругать, а показать ей другие жизненные варианты, если она все-таки захочет оставить ребенка.

Принято считать, что отказываются от новорожденных в основном по причине низкого уровня жизни. В принципе, именно этот повод часто указывают сами женщины — он самый удобный для самооправдания. Дескать, что вы от нас хотите, если государство не обеспечивает условий для воспитания детей? Но как показывают специальные исследования, только 50 процентов "отказниц" можно отнести к "асоциальной" категории по причине крайней бедности, алкоголизма или наркомании. Остальные 50 процентов — так называемые ресурсные мамы, то есть те, кто вполне может вырастить ребенка, но почему-то не хочет этого делать.

"Нам было важно понять, почему две женщины примерно в одинаковых условиях — рождение второго или третьего ребенка, равный доход, — ведут себя столь по-разному. Одна говорит — никому не отдам, а другая легко отказывается от ребенка", — объясняет Александра. Как выяснилось, вторая категория матерей воспринимает родившегося ребенка только как стресс, дополнительную проблему, которая может ухудшить отношения с родственниками или помешать закончить учебу и сделать карьеру.

"Очень распространенная ситуация, когда близкое окружение — муж, родители — давят на женщину, чтобы она оставила ребенка в роддоме. Значит, нужно подключать психолога, чтобы он поговорил с родственниками, попытался выяснить их условия, на которых они могли бы согласиться принять ребенка. Если контакта не будет, а женщина в принципе готова оставить малыша, значит, нужно смотреть, чем можно помочь ей. Кому-то найти временное жилье, помочь с работой, дать необходимый минимум вещей для ребенка на первое время", — говорит Александра.

Разумеется, кто-то должен финансировать и саму помощь, и работу специалистов — тех же психологов. Некогда, создавая в Новосибирске Фонд профилактики социального сиротства, Александра искала деньги сама. Например, на полученную премию "Самой динамичной женщине года" оплачивала работу психологов и социальных работников. Но после того, как им удалось за восемь месяцев работы в местном перинатальном центре предотвратить 30 процентов отказов от новорожденных, их работой заинтересовались в мэрии Новосибирска и заложили в бюджет зарплату специалистов. Сегодня по методике, разработанной фондом, работают уже 20 российских регионов. Количество отказов там сократилось на 30-50 процентов.

"Часто на местах люди объясняют свое нежелание работать по этой программе тем, что в бюджете нет на это денег. Но из своего опыта работы могу сказать, что это всего лишь отговорки. Сегодня почти везде есть благотворительные фонды, некоммерческие организации, есть возможность получить грант на конкретный проект от государства. Как говорится, было бы желание", — говорит Александра.

Читайте также: Шоковая терапия для приемных родителей

Сегодня Фонд профилактики социального сиротства также занимается подготовкой специалистов, которые будут работать с потенциальными "отказницами". Тут тоже не все просто. К женщинам, готовым отказаться от своего ребенка, трудно отнестись с симпатией. Но тогда и контакт установить не удастся, а тем более, убедить оставить ребенка. Как говорит Александра, задача курсов — выработать ровную позицию. Научиться воспринимать такую женщину не как асоциальный элемент, с которым нужно бороться, а как глубоко страдающего человека, который, возможно, сам этого и не осознает.

Впрочем, бросаться в другую крайность, пытаясь стать самым близким человеком и заменить собой всю остальную родню, тоже не стоит. Иначе все быстро закончится профессиональным выгоранием.

А работать придется долго — иногда от года до двух с каждой конкретной женщиной. Пока не убедишься, что она уже точно не бросит малыша. По словам Александры, иногда мамам просто нужно знать, что она не одна в этом мире и кто-то готов прийти ей на помощь.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить