42-летний мужчина погиб в результате ДТП на проспекте Энтузиастов в Санкт-Петербурге. Скажете, в стране народу на дорогах гибнет каждый день множество — чего ж тут необычного? А дело в том, что мужчина посадил за руль своего несовершеннолетнего сына, обучая его вождению. И сын, по сути, убил его. К сожалению, этот случай — далеко не первый.
Находясь за рулем, мальчик на автомобиле "Шкода" совершил наезд на припаркованный автомобиль "Рено". В результате "Рено" развернуло, и машина в свою очередь совершила наезд на "Газель". А "Шкода" задними колесами наехала на "Рено". Спасателям пришлось буквально расцеплять сразу несколько машин, задействованных в аварии. Вот такая картинка… Отец юного "шофера" погиб на месте. А у совершившего ДТП мальчика — ни царапины.
Читайте также: "Железных коней" заклеймят микрочипами?
Были в истории и другие подобные случаи. И гораздо более серьезные аварии случались, когда непутевые отцы пускали за руль своих юных отпрысков. Самая памятная, пожалуй, следующая.
22 марта 1994 года близ Междуреченска недалеко от Новокузнецка потерпел катастрофу аэробус "Глинка" A-310-304 авиакомпании "Российские авиалинии", выполнявший рейс по маршруту "Москва-Гонконг". Погибли 75 человек — все, находившиеся на борту.
Оказалось, что командир экипажа, опытный пилот, пустил за штурвал лайнера "порулить" своего сына. Запись на речевом самописце и расследование, которое длилось целый год, показали, что другие варианты исключены. Командир экипажа взял в рейс своих детей, 12-летнюю дочку и 14-летнего сына, чтобы те провели весенние каникулы в Гонконге. Мальчика командир посадил за штурвал, когда лайнер шел на автопилоте. Вроде бы ничего страшного, самолет летит сам по себе, умная машина управляется автоматом…
О том, что происходило на борту в последние минуты полета, можно судить по фрагментам записей "черных ящиков". Поскольку машина была на автопилоте, командир решил, что повороты штурвала не помешают полету. Хотя, как опытный летчик, он должен был знать, что автопилот на аэробусе отключается не только пресловутой "красной кнопкой", но и при значительном воздействии на штурвал. Этот момент оговорен и в эксплуатационной инструкции.
Аэробус все еще шел на автопилоте, хотя на вопрос отца, поворачивается ли самолет, мальчик ответил утвердительно. Но никто не обратил внимания на это, посчитав его ответ шуткой. Дочери пилота надоело наблюдать пилотажные манипуляции брата, и она попросила отпустить ее обратно в первый салон. Отец уговаривал остаться.
Пока отец препирался с дочерью, сын вовсю упражнялся со штурвалом. И вскоре огромный лайнер исподволь начал подчиняться ребенку — наперекор работающему автопилоту. Сначала мальчик с удивлением увидел, что земля "поплыла" под бортом. Машину слегка потянуло вправо. В итоге пилотирование стало осуществляться, так сказать, в две руки — автоматом и человеком.
В этот момент самолет завибрировал. Еще можно было выключить автопилот и попытаться вручную выровнять машину, но никто этого не сделал. Тем временем грохот и тряска усилились. Экипаж не понимал, что случилось, а проблема состояла в том, что аэробус потерял пространственную ориентацию. Именно в этот момент лайнер и вошел в необратимый, смертельный левый штопор.
Целых 35 секунд автомат, борясь с человеком, творил с самолетом головокружительные манипуляции. И лишь когда машина достигла критического крена, автопилот, как и полагается, отключился. Самолет рухнул как камень с высоты более десяти километров.
Собственно, а можно ли пускать детей, не достигших совершеннолетия, за руль или за штурвал? На этот вопрос отвечает "Правде.Ру" психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:
"Все зависит от того, как к этому относятся сами родители. Знаю семью, где отец пускал сына за руль с 12 лет, сам учил его и так далее. Но делал он это исключительно на специально оборудованном автодроме. С этого же возраста мальчик начал учить правила дорожного движения, старался сам технически обслуживать машину — разумеется, под присмотром отца. И вроде бы все было в порядке.
Беда пришла оттуда, откуда не ждали. В 15 лет, когда мальчик уже достаточно уверенно крутил "баранку", он, желая покрасоваться перед сверстниками и знакомыми и показать, какой он крутой, утащил у отца ключи от машины и поехал кататься один. Уже не по автодрому, а по улицам города. Несколько часов подряд ему везло, но к вечеру подросток то ли устал, то ли просто потерял бдительность, и… врезался в припаркованный на обочине автомобиль.
Сидевшую на пассажирском сиденье рядом с водителем 15-летнюю девочку спасателям пришлось вырезать из покореженного корпуса машины специнструментом. Она погибла. Сидевший на заднем сиденье мальчик получил серьезную черепно-мозговую травму. А самому юному водителю — ничего.
С чисто психологической точки зрения именно этот момент — опасность того, что научившийся худо-бедно заводить и рулить машиной мальчик (или девочка) вздумает покататься самостоятельно, чтобы выпендриться перед товарищами — и является основополагающим.
Читайте также: Миллион лихачу от матери его жертвы
Если вы уверены в своем чаде, четко знаете, что без вашего спроса он (или она) никогда не воспользуется транспортом — пожалуйста, учите его водительскому ремеслу. Если же не уверены — не делайте этого. Пусть ваш ребенок вырастает до 18 лет, потом сам идет учиться в автошколу и так далее. Так будет безопаснее для всех!".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.