Методика обучения в школе рассчитана главным образом на девочек — из-за того, что у них лучше работает левое полушарие мозга, тогда как у мальчиков — правое. Поэтому многих потенциально талантливых мальчиков считают лентяями и тупицами, отбивая у них тягу к знаниям и даже ломая психику. Некоторые специалисты видят выход в раздельном обучении.
Предстоящее лето родители будущих первоклашек проведут в приятных и волнительных хлопотах: нужно как следует подготовить свое чадо к школе. Но многих из них в скором времени ждет серьезное разочарование. Еще вчера ребенок радостно впитывал новые знания, мечтал учиться со своими сверстниками, а сегодня он не хочет идти в школу, а учителя жалуются родителям на потерю интереса к учебе и плохое поведение.
Читайте также: Гении вырастают из двоечников
Дальнейшее развитие событий предсказать несложно. Кто-то начнет искать проблему в собственном ребенке и попытается "привить" тягу к учебе с помощью наказаний и упреков. Результат вряд ли будет успешным: ребенок, может быть, и подчинится, но это обернется для него сильным стрессом и явным отвращением к школе. Другие свалят всю вину на учителей, вступив с ними в конфликт, что, опять же, не лучшим образом скажется на ученике. И никому даже в голову не придет, что виноватых они ищут не там, где нужно.
Возможно, дело не в конкретном ученике или учителе, а в системе. Той самой системе образования, которая не рассчитана на то, чтобы преподавать знания детям, исходя из особенностей их психического и физического развития.
Более 30 лет назад профессор Владимир Базарный пришел к выводу, что большинство болезней, сопровождающих взрослого человека, берут свое начало в школьном возрасте. Он разработал специальную систему здоровьесберегающего обучения, при которой не нужно дорогое оборудование, бассейны и тренажеры. Достаточно хотя бы заменить прямые парты наклонными и конторками для работы стоя, а шариковые ручки — перьевыми. За одно это детский организм отблагодарит здоровыми позвоночником и сердечно-сосудистой системой.
Один из важных моментов системы Базарного — раздельное обучение мальчиков и девочек в младших классах. То есть они учатся в одной школе и свободно общаются на переменах, но уроки у них проходят в разных аудиториях.
Результаты оказались поразительными, особенно когда раздельные и смешанные классы существовали рядом, а значит, все дети изначально были в равных условиях, как, например, в лицее "Гармония" в Железногорске (Красноярский край). Там система Владимира Базарного применяется уже более 20 лет, так уже вполне можно делать выводы. Если в смешанных классах, как правило, за эти годы было по одному медалисту, то в раздельных — 25-35 процентов. В смешанных классах 46-52 процента юношей были признаны годными к военной службе, в раздельных — почти 100 процентов.
В чем же секрет столь разных результатов при всех прочих равных условиях? Доктор медицинских наук Наталья Куинджи из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков много лет изучала проблему раздельного обучения с точки зрения физиологии. Ее выводы однозначны: существующие методики обучения в школе рассчитаны главным образом на девочек. А дело все — в особенностях возрастного развития мозга у девочек и мальчиков.
Если у дошкольников независимо от пола в основном доминирует правое полушарие, то к моменту поступления в школу и на первом этапе обучения ситуация меняется. Девочки становятся "левополушарными", а мальчики остаются "правополушарными". Напомним, что правое полушарие отвечает за творчество и воображение, а левое — за логическое мышление.
Впоследствии эти различия нивелируются, но на первом этапе обучения именно они отвечают за столь разное восприятие информации мальчиками и девочками.
Мальчики воспринимают информацию образно, эмоционально. Они могут высказывать идеи, идущие вразрез с общепринятыми, так как мыслят вне рамок стереотипов и шаблонов. Им легче даются сочинения, чем диктанты — они не видят ошибок в словах, потому что воспринимают информацию целостно, а не в деталях. Для них более важен смысл, чем установленное правило.
В то же время девочки легче обучаются традиционным школьным способом, предполагающим заучивание правил. Им проще писать диктанты, легче находить ошибки в словах, они хорошо работают по планам. И получается, что девочки в школе оказываются в несравнимо более выгодной ситуации: они полностью соответствуют требованиям учителей к стандартному ученику, предполагающим в первую очередь послушание и зубрежку.
А вот настроенные на творчество и игру мальчики оказываются, как говорится, в пролете: обучение, рассчитанное на работу левого полушария, им дается с трудом. Кроме того, мальчики в этом возрасте активно ищут социально одобряемые модели поведения. Попросту говоря, хотите, чтобы ваш ребенок рос творческим и любознательным, а в будущем социально успешным — хвалите его в начальной школе как можно больше.
Но проблема в том, что мальчики попадают, по словам Владимира Базарного, "в психогенетическую ловушку": "Учителя в основном — женщины, девочки — гораздо более зрелые, чем мальчики. Но ни те, ни другие не несут в себе мужских стереотипов поведения. При этом прочно занимают "верховую" позицию. Чтобы получить одобрение на собственное поведение в школьной, сугубо женской среде, мальчикам приходится ломать мужские стереотипы и выстраивать женские", — считает он.
Так что не приходится удивляться, что нас окружает такое количество женоподобных мужчин. Но и для девочек превосходство над мальчиками в раннем школьном возрасте оборачивается потерей женственности и приобретением набора типично мужских качеств. Даже по росту в смешанных классах они часто выше мальчиков, тогда как при раздельном обучении ситуация противоположная. Можно не сомневаться, что, став взрослыми, вчерашние девочки начнут жаловаться, что мужики нынче пошли не те и все приходится делать самой.
Но для мальчиков потери будут еще более серьезными. Неслучайно, по данным Натальи Куинджи, на одну плохо успевающую в школе девочку приходится пять-шесть таких же мальчиков, которых учителя с ходу записывают в тупицы, а то и в дебилы. Чего на самом деле могли бы эти ученики добиться в жизни, никогда не узнают ни они сами, ни тем более их родители и учителя.
По данным профессора Базарного, мальчиков, обучающихся в раздельных классах, отличает не только успешность в учебе, но и более зрелая идентичность психологического пола, настрой на успех, высокий показатель социальной активности, умение брать на себя ответственность.
Читайте также: А в выходной мы всей семьей... делаем уроки
В смешанных классах учитель при всем желании не сможет применять разные подходы к обучению мальчиков и девочек, иначе будет непонятно, как их сравнивать и оценивать. Подобное возможно только при раздельном обучении. В России уже более 1500 школ работают по системе Владимира Базарного. И вот что важно — этот процесс идет "снизу", там, где родители и учителя заинтересованы в том, чтобы обучение в школе не калечило здоровье детей. Пока это понимают далеко не все, предпочитая "ломать" детей, подгоняя их под жесткие требования школьного образования.
Так что если ваш первоклассник попадет в списки отстающих, не спешите сразу его в этом обвинять. Подумайте вместе с учителями и другими родителями, что можно изменить к лучшему в вашей конкретной школе.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.