На полигоне Мулино в Нижегородской области пятеро солдат-срочников погибли на месте

Уничтожение боеприпасов ценой жизни?

В результате взрыва на полигоне Мулино в Нижегородской области пятеро солдат-срочников погибли на месте и четверо получили ранения. При выгрузке из машины сдетонировали старые боеприпасы, предназначенные для утилизации. Один из раненых скончался в госпитале.

Сейчас военные следователи изымают в Мулино все документы, связанные с утилизацией боеприпасов. По предварительной информации, причиной случившегося стало нарушение техники безопасности. Увы, погибших уже не вернуть… И погибшие, и раненые — солдаты-срочники, несшие службу по призыву. Ни одного офицера или прапорщика у места взрыва не было. Получается, что молодые-зеленые солдатики разгружали машину с боеприпасами самостоятельно, без начальства?

А ведь нормативная база Министерства обороны вообще-то запрещает срочникам принимать участие в подрыве отслуживших срок боеприпасов — обычно этим занимаются контрактники из инженерных войск. Но срочники из-за нехватки обученных кадров порой занимаются разгрузкой боеприпасов, как это и случилось в Мулино. Почему ими никто не руководил, наверное, выяснит следствие…

Читайте также: Наш "рекорд" по взрывам арсеналов побит

По факту случившегося уже начата проверка. На место происшествия вылетел командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Аркадий Бахин, который возглавил созданную Министерством обороны комиссию по расследованию инцидента.

Военный следственный отдел Следственного комитета по Мулинскому гарнизону уже возбудил уголовное дело по факту нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Максимальное наказание по этой статье может составить до 10 лет лишения свободы.

Характерно, что буквально несколько дней назад Генеральная прокуратура России передала в Совет Федерации доклад, в котором говорилось о массовых нарушениях, допущенных при учете, хранении и утилизации боеприпасов в 2011 году. По данным ведомства, регулярность выявления таких нарушений "свидетельствует о просчетах при организации работ по уничтожению боеприпасов" и "отсутствии надлежащей системы подготовки личного состава".

Читайте также: Разоружаемся в пунктах приема металлолома

Интересно, что трагедия произошла на фоне масштабной федеральной целевой программы по утилизации. Только в 2012 году запланировано взорвать, по разным данным, от трех до пяти миллионов тонн боеприпасов с истекшими сроками хранения. Гигантские цифры!

Самое печальное, что этот взрыв в Нижегородской области лишь продолжает трагическую череду подобных катастроф. Лишь в прошлом году в России случилось аж пять серьезных чрезвычайных происшествий, связанных с боеприпасами.

В результате одного из них, произошедшего на полигоне Ашулук в Астраханской области в августе, погибли восемь военнослужащих, еще столько же получили ранения. В ходе утилизации списанных боеприпасов при выгрузке реактивных снарядов для установок "Град" взорвался один из них, что повлекло детонацию других снарядов.

11 марта 2011 года на Донгузском полигоне в Оренбургской области при подготовке к уничтожению партии устаревших снарядов один из них сдетонировал. Погиб один солдат-срочник. 6 апреля 2011 года на центральной базе хранения и утилизации боеприпасов в деревне Кадинка Липецкой области произошел сильный пожар, погибли четыре человека. Во время утилизации вспыхнул порох.

В конце мая 2011 года в Башкирии произошел пожар, начавшийся в воинской части на открытой площадке для хранения старых снарядов, который уничтожил более 50 построек. Спустя несколько дней горело и рвалось уже в Удмуртии: из опасной зоны вокруг арсенала недалеко от Ижевска были эвакуированы более 28 тысяч человек, около сотни пострадали, один погиб.

Читайте также: Почему взрываются арсеналы?

В ноябре 2009 года более 40 тонн боеприпасов в течение девяти часов детонировали в арсенале Военно-морского флота в Ульяновске. Были повреждены более 450 многоквартирных домов. Перечень таких катастроф огромен…

Есть ли какой-то безопасный способ утилизации выслуживших свой срок боеприпасов? Ведь сейчас в России самый распространенный способ утилизации старых ракет и снарядов — обыкновенный подрыв, который порой может привести к опасным последствиям. Ученые утверждают, что такие способы есть. Вот что рассказал "Правде.Ру" кандидат технических наук, эксперт по проблемам обычных вооружений, генерал-майор в отставке Виктор Семенович Бережной:

"Безусловно, утилизация боеприпасов путем подрыва — не самый безопасный способ. Однако самый, так сказать, дешевый. Все другие способы утилизации вооружений более дорогостоящи, поэтому Минобороны прибегают к ним достаточно неохотно.

Читайте также: 31-й Арсенал вновь "прогремел" на весь Ульяновск

Сейчас в России разработаны довольно надежные инновационные технологии расснаряжения тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов. В том числе с использованием гидродинамического и гидрокавитационного способов вымывания гексогена из снарядов калибра от 23 до 152 миллиметров, а также из двигателей ракет диаметром до 300 мм. Имеются в виду ракеты зенитно-ракетного комплекса С-300 и боевые части ракет "Град" и "Ураган".

Помнится, лет 10 назад мне и моим товарищам довелось разрабатывать целый комплекс по утилизации старых снарядов под Архангельском. Там на складах скопилось невероятное количество обычных снарядов, некоторые из которых "служили" еще во времена Первой мировой.

Так вот, оплатили все работы по разработке и реализации проекта местные предприниматели. Они дотошно подсчитали, во что им может "вылиться" утилизация снарядов. Оказалось, дело это хоть и хлопотное, но все-таки выгодное. Один лишь цветной металл гильз и снарядов окупил им все расходы. Так что и Минобороны могло бы заработать на разборке снарядов, вместо того, чтобы их взрывать…".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить