Интервью с экспертом по проблемному страхованию Максимом Ханжиным

Автострахование без гарантий

Застраховать свой автомобиль так, чтобы не возникло проблем после наступления страхового случая, не так просто. Страховые компании, используя малейшие поводы, стараются отказать автовладельцам в выплате или сильно занизить размер компенсаций. О подводных камнях страхования рассказывает эксперт в области проблемного автострахования Максим Ханжин.

— Разве цивилизованные отношения страховщика и страхователя не зафиксированы в договоре?

— Полис добровольного и обязательного страхования, как показывает практика, не дает никаких гарантий. Страховые компании отказывают в выплатах, прибегают к различным ухищрениям — затягивают сроки, сокращают размер ущерба, который необходимо возместить. Явных отказов со стороны страховщиков мало, в основном они занижают суммы страховок. В среднем страхователю недоплачивают порядка 50 процентов от суммы компенсации.

Также по теме: Автострахование: вампиры, ад и сатана

— Получается, что автострахование не защищает граждан от серьезных финансовых убытков в результате ДТП?

— В последнее время ситуация в области автострахования стала значительно хуже, чем была до экономического кризиса 2008 года. Все чаще происходят случаи, когда после аварии пострадавшему приходиться "разбираться" со страховой.

— Чем можно объяснить такую тенденцию?

— Во время кризиса продажи автомобилей резко упали — соответственно, упали продажи и полисов КАСКО и ОСАГО. Страховые компании, чтобы удержаться на плаву, стали использовать всевозможные уловки, с помощью которых они старались минимизировать выплаты клиентам. Кризис прошел, а стиль и методы работы остались. Автострахование — это бизнес, где целью является экономическая целесообразность. Российские страховые компании ориентированы не на клиентов, а на максимальную прибыль — отсюда все проблемы, с которыми сталкиваются страхователи. У нас есть информация из первоисточников, что в страховых компаниях есть негласные распоряжения всевозможными способами сокращать компенсационные выплаты. Кроме того, на сегодняшний день бизнес автострахования в нашей стране не развит, отсутствует преемственность, нет единой базы данных. В Европе, если водитель не раз оказывался виновником ДТП, то у него испорченная история, и ни в одной компании он не сможет купить страховку без завышенного коэффициента. В России пока такого нет.

— Кто защищает интересы "обманутых" автовладельцев?

— Еще два года назад споры между страхователями и страховщиками решались в досудебной плоскости по правилам самих страховых, но после 2010 года решить проблему в досудебном порядке стало практически невозможно. "Обделенные" автовладельцы стали обращаться в суды или к юристам, специализирующимся на проблемах автострахования. Тогда подобных дел в суде рассматривалось не так много. В прошлом году на рынке автострахования произошли серьезные изменения. Количество судебных исков к страховщикам серьезно увеличилось. Суды ими завалены. Судьи не успевают их рассматривать, поэтому они тянутся год-полтора, не меньше. Ситуация, когда суду приходиться обязывать страховщика выплатить страхователю все до копейки, абсурдна — но это факт. Причем судебная практика складывается однозначно в пользу "обделенных" страхователей. За все время нашей работы в судах не было ни одного проигранного дела.

Читайте также: Турфирмы обзаведутся "подушками безопасности"

— То есть автостраховщики пользуются правовым нигилизмом отечественного страхователя?

— Страховые компании рассчитывают на юридически безграмотных клиентов. На Западе автолюбители в спорных ситуациях обращаются за помощью к адвокатам, и эта практика считается нормой. Люди даже не пытаются сами решать вопросы, не копаются в специализированной литературе, в общем, не занимаются не своим делом. Неподготовленный человек не сможет противостоять штату профессиональных юристов, которые защищают интересы страховой. Граждане нашей страны доверяют страховым и считают их истиной в последней инстанции. Люди получают страховки, на которые отремонтировать разбитый автомобиль не могут, расстраиваются, переживают, но им даже в голову не приходит то, что страховщик их обманул. Даже если они предполагают, что выплату им занизили, многие не хотят ради небольшой суммы тратить силы и нервы, добиваясь правды в суде. Именно на это и рассчитывают страховые.

— Как воспитать грамотных автострахователей?

— Традиция обращения к адвокатам при возникновении конфликтных ситуаций со страховыми уже формируется. Автострахователи становятся грамотными и активными и для решения сложных вопросов начали обращаться к профессионалам. Это радует. Только так можно сформировать правильное отношение страховых компаний к клиентам.

— На что необходимо обращать внимание автовладельцам при выборе страховщика?

— Прежде всего надо правильно выбрать страховую компанию. Не стоит доверять тем, кто откровенно демпингует. Идите в крупную компанию с хорошим бэкграундом и серьезным стажем. Прислушайтесь к советам друзей, почитайте форумы, рейтинги страховых компаний. Проанализируйте эти данные, и тогда наверняка не ошибетесь. Хотя, как показывает практика, те или иные злоупотребления встречаются в работе почти всех страховых компаний.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Наталия Коршунова
Наталия Коршунова — кредитно-страховой брокер, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить