Застраховать свой автомобиль так, чтобы не возникло проблем после наступления страхового случая, не так просто. Страховые компании, используя малейшие поводы, стараются отказать автовладельцам в выплате или сильно занизить размер компенсаций. О подводных камнях страхования рассказывает эксперт в области проблемного автострахования Максим Ханжин.
— Разве цивилизованные отношения страховщика и страхователя не зафиксированы в договоре?
— Полис добровольного и обязательного страхования, как показывает практика, не дает никаких гарантий. Страховые компании отказывают в выплатах, прибегают к различным ухищрениям — затягивают сроки, сокращают размер ущерба, который необходимо возместить. Явных отказов со стороны страховщиков мало, в основном они занижают суммы страховок. В среднем страхователю недоплачивают порядка 50 процентов от суммы компенсации.
Также по теме: Автострахование: вампиры, ад и сатана
— Получается, что автострахование не защищает граждан от серьезных финансовых убытков в результате ДТП?
— В последнее время ситуация в области автострахования стала значительно хуже, чем была до экономического кризиса 2008 года. Все чаще происходят случаи, когда после аварии пострадавшему приходиться "разбираться" со страховой.
— Чем можно объяснить такую тенденцию?
— Во время кризиса продажи автомобилей резко упали — соответственно, упали продажи и полисов КАСКО и ОСАГО. Страховые компании, чтобы удержаться на плаву, стали использовать всевозможные уловки, с помощью которых они старались минимизировать выплаты клиентам. Кризис прошел, а стиль и методы работы остались. Автострахование — это бизнес, где целью является экономическая целесообразность. Российские страховые компании ориентированы не на клиентов, а на максимальную прибыль — отсюда все проблемы, с которыми сталкиваются страхователи. У нас есть информация из первоисточников, что в страховых компаниях есть негласные распоряжения всевозможными способами сокращать компенсационные выплаты. Кроме того, на сегодняшний день бизнес автострахования в нашей стране не развит, отсутствует преемственность, нет единой базы данных. В Европе, если водитель не раз оказывался виновником ДТП, то у него испорченная история, и ни в одной компании он не сможет купить страховку без завышенного коэффициента. В России пока такого нет.
— Кто защищает интересы "обманутых" автовладельцев?
— Еще два года назад споры между страхователями и страховщиками решались в досудебной плоскости по правилам самих страховых, но после 2010 года решить проблему в досудебном порядке стало практически невозможно. "Обделенные" автовладельцы стали обращаться в суды или к юристам, специализирующимся на проблемах автострахования. Тогда подобных дел в суде рассматривалось не так много. В прошлом году на рынке автострахования произошли серьезные изменения. Количество судебных исков к страховщикам серьезно увеличилось. Суды ими завалены. Судьи не успевают их рассматривать, поэтому они тянутся год-полтора, не меньше. Ситуация, когда суду приходиться обязывать страховщика выплатить страхователю все до копейки, абсурдна — но это факт. Причем судебная практика складывается однозначно в пользу "обделенных" страхователей. За все время нашей работы в судах не было ни одного проигранного дела.
Читайте также: Турфирмы обзаведутся "подушками безопасности"
— То есть автостраховщики пользуются правовым нигилизмом отечественного страхователя?
— Страховые компании рассчитывают на юридически безграмотных клиентов. На Западе автолюбители в спорных ситуациях обращаются за помощью к адвокатам, и эта практика считается нормой. Люди даже не пытаются сами решать вопросы, не копаются в специализированной литературе, в общем, не занимаются не своим делом. Неподготовленный человек не сможет противостоять штату профессиональных юристов, которые защищают интересы страховой. Граждане нашей страны доверяют страховым и считают их истиной в последней инстанции. Люди получают страховки, на которые отремонтировать разбитый автомобиль не могут, расстраиваются, переживают, но им даже в голову не приходит то, что страховщик их обманул. Даже если они предполагают, что выплату им занизили, многие не хотят ради небольшой суммы тратить силы и нервы, добиваясь правды в суде. Именно на это и рассчитывают страховые.
— Как воспитать грамотных автострахователей?
— Традиция обращения к адвокатам при возникновении конфликтных ситуаций со страховыми уже формируется. Автострахователи становятся грамотными и активными и для решения сложных вопросов начали обращаться к профессионалам. Это радует. Только так можно сформировать правильное отношение страховых компаний к клиентам.
— На что необходимо обращать внимание автовладельцам при выборе страховщика?
— Прежде всего надо правильно выбрать страховую компанию. Не стоит доверять тем, кто откровенно демпингует. Идите в крупную компанию с хорошим бэкграундом и серьезным стажем. Прислушайтесь к советам друзей, почитайте форумы, рейтинги страховых компаний. Проанализируйте эти данные, и тогда наверняка не ошибетесь. Хотя, как показывает практика, те или иные злоупотребления встречаются в работе почти всех страховых компаний.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.