На очередной церемонии вручения "Золотого глобуса" лучшей драматической актрисой была признана Мэрил Стрип. Кто бы сомневался! Мэрил Стрип — одна из самых признанных и заслуженных актрис Голливуда, карьере которой закат пока точно не грозит. Секрет ее невероятного по всем актерским меркам успеха, естественно, в таланте, но не только. Талантливых актрис много, но явлением в кино становятся единицы. Наверняка, дело еще в удаче. И возможно, одна из главных удач Мэрил в том, что она никогда не была красавицей в общепринятом смысле слова. Во всяком случае, ни одна из голливудских красоток не сумела дойти в своей карьере до тех высот, что покорились этой актрисе.
Принято считать, что для того, чтобы стать известной, а еще лучше — знаменитой актрисой, в первую очередь, нужно иметь эффектную внешность. И всемирная история кино вроде бы эту теорию подтверждает. Например, в списке ста величайших звезд кино по версии Американского института киноискусства немало признанных красавиц: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Вивьен Ли, Одри Хепберн, Грета Гарбо, Грейс Келли. Но если проследить их жизненный путь, нельзя не заметить одну странную закономерность. Да, все они прославились, но очень мало кому удалось закрепить свой успех, растянув его на долгие годы кинокарьеры. Как правило, одна-две ярких роли, потом череда неудач и неизбежный уход со сцены.
А теперь вспомним актрис, чья внешность далека от всех голливудских стандартов, но чей длительный успешный путь в кино может вызвать только восхищение и уважение. Барбара Стрейзанд, Сара Джессика Паркер, российские Инна Чурикова, Татьяна Васильева, Лия Ахеджакова. На них как будто не распространяются законы времени и возраста: они по-прежнему востребованы и успешны. Может, секрет их долгоиграющего успеха в том, что над ними не висел "дамоклов меч" их неземной красоты, которой надо было соответствовать всегда и при любых обстоятельствах?
Читайте также: Истории любви: где же ты, моя Софико?
Мэрил Стрип тоже не подходит под образ "дивы", но зато ее кинокарьеру можно назвать прямо-таки феерической. В американском кино нет званий "Заслуженный артист Голливуда" или "Народный артист США". Хотя Мэрил Стрип, бесспорно, и самая заслуженная, и самая народная. У нее только на "Оскар" 16 номинаций — больше, чем у кого-либо из актеров за всю историю Голливуда. Две из них оказались победными. В ее коллекции также семь "Золотых глобусов", две награды Гильдии киноактеров. В 2003 ее наградили командорской степенью Ордена искусств и литературы, а в 2004 она стала самой молодой женщиной, удостоенной почетной премии Американского института киноискусства "За жизненное достоинство".
И при всем этом ее трудно представить частью голливудской тусовки, где она по-прежнему немного "белая ворона". Живет не в Лос-Анджелесе, а на ферме в Коннектикуте, с мужем и четырьмя детьми, заявляя, что семья для нее всегда на первом месте. Но именно этой, "обычной" женщине, не признающей голливудские стандарты, удалось почти невозможное — заставить эти самые стандарты подстроиться под нее. "Светлая королева" Голливуда — так называют ее кинокритики. Режиссер, приглашая ее на роль Маргарет Тэтчер, за которую она получила очередной "Золотой глобус", объяснила свой выбор тем, что Мэрил Стрип — аутсайдер, а Маргарет Тэтчер тоже была аутсайдером в своем мире, в своей партии и всегда находилась там, где ей не место, где ее не хотели. Действительно, по всем законам Голливуда, актриса с такой внешностью, как у Стрип, максимум могла бы рассчитывать на роли второго или даже третьего плана, типа матери главного героя.
В своих интервью она, вспоминая детство, рассказывала, что выглядела, как сорокалетняя, и даже дети думали, что она одна из учительниц (!). "Я не представляла себе, что сделаю карьеру в кино — признавалась она. — Во-первых, я считала себя недостаточно красивой, чтобы стать кинозвездой. Мне казалось, что в кино мне будут предлагать только роли уродин!"
Успех в кино пришел к Мэрил после 30, и в дальнейшем возрастнеиграл для нее практически никакой роли. Большинство голливудских актрис воспринимают 40-летний юбилей как шлагбаум с надписью: "дальше хода нет" (Шерон Стоун как-то жаловалась в интервью, что подобное отношение выглядит так, как будто актрисы за сорок больны заразной болезнью). Но для Мэрил Стрип этого правила как будто не существовало: в начале 90-х она переживала спад карьеры, но уже в 1995 году выходит успешная драма "Мосты округа Мэдисон", роль в которой кинокритики назвали самой успешной за последние годы. А в 2000-х вообще все пошло по нарастающей: "Часы", "Адаптация", блистательная Миранда Пристли в "Дьявол носит Прада". Все роли Стрип за последние годы были отмечены премиями или номинировались на них. Ей по-прежнему присылают по 200-300 сценариев в год, так что седьмой "Золотой глобус", наверняка, не последний в ее коллекции.
Читайте также: Людмила Гурченко — фееричная Вечность
А в то же время ее ровесница Джессика Лэнг (помните ее героиню в комедии "Тутси", где она играла в паре с Дастином Хоффманом?) давно ушла "из большого спорта", появляясь разве что в телесериалах. По голливудским стандартам она была если не красавицей, то по крайней мере, очень хорошенькой, даже входила в список самых сексуальных людей XX века (этот титул Мэрил Стрип точно не грозит!). Но после сорока "шлагбаум" в кино опустился и перед ней. Примерно в этом же возрасте закончились карьеры Элизабет Тейлор, Одри Хепберн. Греты Гарбо. Мишель Пфайфер, которая на десять лет моложе Стрип, но снимается гораздо реже, тоже жалуется на то, что ей всю жизнь предлагали однотипные роли — положительных романтичных героинь. Хотя что еще можно предложить женщине, которую журнал "Тайм" назвал "сногшибательно неотразимой"?
Принято считать, что российским кинокрасавицам не слишком везло с ролями, потому что советскому кино требовались другие типажи — "доярок-кочегарок". И судьбы таких актрис, как Татьяна Самойлова, Наталья Фатеева, Элина Быстрицкая это вроде бы подтверждают — их до обидного мало снимали. Но точно так же складывались судьбы красавиц в Голливуде.
Проблема киношных красавиц в том, что все они оказываются заложницами своей ослепительной внешности, которая жестко ограничивает их амплуа. Ну, представьте, чтобы могла сыграть та же Мэрилин Монро, если бы дожила до 50 лет? Роли матери солдата, вернувшегося с вьетнамской войны? Как говорится, не смешите. Секс-звезда на пенсии — зрелище не слишком приятное, вспомним хотя бы российскую актрису из 60-х Наталью Кустинскую.
Кстати, еще один миф — будто бы красивым изначально легче добиться успеха в кино. Шерон Стоун, чей титул роковой женщины сегодня не подлежит сомнению, например, очень долго прошлось пробиваться к большому экрану. Оказалось, в Голливуде полно красивых старлеток, ни роли, ни имена которых никто особенно не запоминает. Свою главную в жизни роль в "Основном инстинкте" она сыграла, когда ей уже было 34 года — критический возраст по голливудским меркам. И то, эта роль досталась ей благодаря тому, что от нее отказались гораздо более известные на тот момент Джина Дэвис и Мишель Пфайфер — не захотели светиться в откровенных сценах. А Стоун уже, как говорится, было нечего терять, и она рискнула и вытянула свой счастливый билет. Правда, сегодня этот имидж ей уже, скорее, мешает. Режиссеры не хотят видеть на экране секс-символ, которому за 50.
Читайте также: Шестьдесят лет карьеры, полвека любви
У Мэрил Стрип никогда не будет славы Шерон Стоун, и в этом ее главное преимущество не только перед своими ровесницами-актрисами, но и теми, кто гораздо моложе. Благодаря своей нестандартной внешности она не побоится выглядеть на экране некрасивой, старой, даже жалкой. А главное, это всегда будет смотреться достоверно. Так что выбор ролей для нее неизмеримо шире, чем для записных красавиц. В общем, и в кинобизнесе, как в жизни, действует все тоже незыблемое правило: не родись красивой.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.