Беседа с директором холдинговой компании "Электрозавод" Леонидом Макаревичем

Леонид Макаревич: И на заводах яблони цветут

В гостях у главного редактора "Правда.Ру" Инны Новиковой генеральный директор холдинговой компании "Электрозавод" Леонид Макаревич. Он не только делится секретами успешного развития предприятия и рассказывает, как повысить эффективность работы сотрудников, но и отвечает на философские вопросы — почему должно уважать Чехова и как правильно мечтать.

Смотрите видео

Процитирую вас: "Секрет успеха прост: надо правильно расставить приоритеты, честно работать и видеть цель". А как суметь правильно расставить приоритеты, ведь все время возникают какие-то новые обстоятельства, которые нужно учитывать в своей работе?

— У каждой задачи — свой приоритет. Задачи бывают краткосрочные, это так называемые задачи сегодняшнего дня, а бывают такие, которые предполагают пролонгированное решение, представляют собой стратегическую цель.

У некоторых компаний в качестве последней часто выступает задача стать компанией номер один на рынке. Но разве это стратегическая цель? Будешь ты компанией номер один или четыре, не принципиально важно. А наладить дело так, чтобы за него тебе не было стыдно перед профессионалами в этой области — вот это цель!

Поэтому и приоритетом в работе должно стать создание такого дела — гармонично выстроенного, хорошо организованного. Человек должен приходить на свое рабочее место с "чеховским осознанием", что в нем самом все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда (в данном случае, деловой костюм), и душа, и мысли. Это может быть целью.

Если говорить о моей личной задаче, задаче номер один, которую я ставил и ставлю перед собой, то это возможность гордиться тем, что сделал, хотя бы перед своими детьми. Вторая задача — высокая оценка твоей работы конкурентами.

Леонид, только по-честному. Раз даете интервью "Правде.Ру", то все должно быть по правде. Вы очень харизматичный человек и можете убедить кого угодно и в чем угодно. Какую долю успеха компании в последние годы принесла ваша личная харизма?

Правду? Именно она всегда приносит 100 процентов успеха.

По-честному? Всегда 100 процентов?

— Конечно. В любом деле все зависит от того, кто его делает.

Тогда получается, что кадры — наше все, люди — это наше все?

— Конечно, вы посмотрите, какие у нас лидеры — все красивые, молодые и умные. Так почему должно быть по-другому? Так и должно быть. Это нормально. Это и есть здоровое общество — когда красивые мужчина и женщина рожают и воспитывают красивых и здоровых детей, когда красивая "здоровая" компания производит красивую, современную и качественную продукцию.

Это правило отбора, принцип, на котором построен мир, это инстинкт. Почему сильные, красивые, умные мужчины любят сильных, красивых и умных женщин? И в деле — то же самое. Успех требует того, чтобы этим делом занимались умные и образованные люди. Это я вообще говорю, а не себя нахваливаю.

Сейчас такое стремление достичь во всем совершенства называется перфекционизмом. Но я думаю, что по-другому просто нельзя. Если хочешь, чтобы твоя продукция была лучше, и если ты лидер, значит, только ты должен ставить эти задачи.

Кто-то скажет, что все зависит от коллектива. Безусловно, зависит. Но это зависит и от личности — только тот, кто может применить жесточайшие требования к себе, может применить их и к сотрудникам.

У нашей молодежи есть проблема: она не понимает, какой специалист сколько стоит на рынке труда.

— Абсолютная правда. И еще один момент. Трудовая книжка, которая у нас, к сожалению, уже становится анахронизмом, она показывает самое главное — профессиональную деятельность человека на том или ином месте работы: увольнялся он или его уволили, сколько времени он проработал в каждой организации.

Трудовая книжка — это та рекомендация, которую ты носишь с собой. Ее скорее всего отменят в ближайшее время, но молодежь должна понимать, что с этим шутить нельзя. Если ты решил "вариться" в каком-то одном деле, то нельзя чтобы в твоей трудовой биографии через три-четыре месяца значилось пять-семь местработы.Перспективы никакой.

У вас есть текучка кадров на предприятиях?

— Времена были разные. Одно дело, когда мы находились на стадии строительства, другое — на этапе модернизации, реконструкции, третье — когда в производство вливались зарубежные активы. Но я точно знаю, что самое главное для сотрудника — это условия работы: самое насущное, чистая раздевалка, спецодежда, здоровое и своевременное питание. Это во-первых. Во-вторых, труд работника должны хорошо и вовремя оплачивать.

Я читал историю одного автомобильного завода в России, где с катастрофической скоростью стали увольняться люди. Они не выдерживали сложившейся рабочей ситуации, не могли в ней работать. И все из-за того, что была введена очень жесткая, строго регламентированная система прохода в рабочие и нерабочие помещения.

У наших людей другой менталитет. Они привыкли немножко посидеть-отдохнуть, чай попить, покурить. Курение в рабочее время — это вообще отдельный вопрос. Вот как курящему сотруднику платить по законодательству? Или, может, вообще не платить за время, которое он потратил на перекур? Как определить, перерабатывает он или недорабатывает? И где социальная справедливость? Рядом стоящие рабочие, допустим, не курят. Вот как этот вопрос решить?

Читайте также: Михаил Мень: "Город невест" меняет имидж

И как вы его решили?

— Очень просто. У нас есть специально отведенные для курения места. Но на наших заводах не типичные курилки, а как в международных аэропортах, со стационарными вытяжками. У нас там даже цветы растут.

Мы приняли решение, что будем учитывать это время. Если работа сдельная — это одна ситуация, если оплата фиксированная по времени — другая. Время курения мы не оплачиваем. Справедливо это или нет? Я думаю, справедливо.

А разве человек может работать восемь часов вообще без перерыва?!

— Да, вы знаете, для меня это тоже большой вопрос… Вообще вся рабочая система на самом деле очень сложная. Наша задача — руководства предприятия — обеспечить достойную оплату за достойную работу. Человек берет на себя обязательство трудиться на предприятии, предприятие, в свою очередь, — платить ему за этот труд. Компания обязуется платить налоги, государство обязуется за это социально поддерживать работающих людей.

Как происходит учет отработанного времени? Вы используете какой-то общепринятый опыт или тоже разработали что-то свое?

Он общепринятый. Это нормативное использование труда. Речь идет о специальностях, которые оцениваются вне зависимости от производственных процессов и показателей. Собственно ничего нового нет. Я просто могу сказать, что сегодня в России вообще переоценен целый ряд профессиональных категорий.

А что вы можете сказать по поводу социальной ответственности бизнеса? Была в свое время такая "модная тема".

Подарить, сделать подарок человеку всегда приятней, чем что-то у него отобрать. Что-то построить — приятней, чем сломать. Отсюда все и рождается. И потом — ведь никто не отменял совесть, никто не отменял мораль. Если ты достиг какого-то определенного успеха, то, наверное, своей радостью можешь поделиться. Это с одной стороны. С другой, у социальной ответственности есть еще одна приоритетная задача — создание достойных рабочих мест. В понятие "достойное рабочее место" входит и безопасность труда, и обустройство социальной сферы. Можешь что-то больше — делай!

Мы, например, на своих предприятиях оборудовали спортивные залы, современные столовые, оздоровительные комплексы. И это нормально.

В прошлом году приняли решение посадить целый сад. На нашем уфимском заводе есть территория, заборная зона, где ничего нельзя было строить. Ее мы и отвели под зеленые насаждения. Разбили Сад дружбы, посадили 1200 плодовых деревьев — яблони, сливу, грушу, вишню. В следующем году еще 500 досаживать будем. Каждый сотрудник с удовольствием посадил свое дерево.

А в Москве мы разбили аллею роз — длиною в целых 200 метров. Прямо на территории завода. В свое время даже выиграли в конкурсе "Самая благоустроенная территория промышленногопредприятияМосквы". Комиссия приезжала в прошлом году и сказала: "Мы больше ни к кому не поедем — лучше вас уже быть не может". А ведь посадка деревьев и цветов не требует ни особых физических усилий, ни колоссальных финансовых трат.

Хорошая направленность — яблоневый сад и у каждого есть свое дерево. Ведь посадить дерево — это вообще одна из трех задач, ради выполнения которых мы живем .

Я сам тоже приехал и посадил дерево. Приехала из Москвы целая делегация, приехала с Украины, и все это останется будущим поколениям сотрудников наших предприятий. Это же фантастика.

Очень радостно осознавать, что есть люди, полные оптимизма, и что на "Электрозаводах" растут яблони. А насколько вообще оптимизм, позитивный настрой важен в ведении бизнеса, причем серьезного бизнеса. В каких-то отраслях, наверное, неправильно, когда зашкаливают эмоции. К тому же в вашей сфере нужен серьезный расчет, технологии, тактика.

Все люди разные. Есть оптимисты, есть пессимисты. Важен не оптимизм, а желание созидать. Но при этом, если говорить о системе управления в целом, то целевая задача, которую каждый руководитель должен ставить себе — это созидание. Созидательный процесс, на мой взгляд, — это толчок к развитию дела, которое ты делаешь, будь то бизнес или любой другой процесс.

Если, допустим, дать людям возможность приносить себе цветы в кабинет, они с удовольствием принесут и поставят. Нужно только направить, подтолкнуть, правильно мотивировать.

Сейчас у нас капитализм. А в основе капиталистического начала все-таки лежит процесс создания. Тогда кто если не мы, которые в этом процессе варятся? Если ты можешь больше, чем должен, отдай, сделай.

Я считаю, что об этом вообще не очень удобно и, наверно, вообще не правильно говорить. Но, в любом случае, все эти дела можно увидеть. Я хочу отметить, что никогда и никто из наших акционеров нам не сказал: "Слушайте, а почему деньги потратили на содержание детского дома или строительства храма?". Никто не сказал: "Это неправильно, почему вы отдали деньги, а не положили их нам в дивиденды?".

Читайте также: Шанцев: Сейчас у нас есть все!

Говорят, бойтесь своих мечт — они могут сбыться!

— Не надо их бояться. Просто когда мечта сбывается, становится жалко, что не было другой, более грандиозной мечты. Хочу дать несколько рекомендаций коллегам по бизнесу. Не надо зря терять время на то, что ты делаешь по минимуму. Лучше сразу делать по максимуму, быть в работе и во всем остальном перфекционистом.

Если давать совет хорошим потенциальным управленцам, то он такой: приходите к нам работать. А если без юмора говорить, то задачи и цели нужно ставить грандиозные.

Тот, кто вас назначил руководителем, в жизни сделал большое дело. Своим поступком он спас и сам завод, и огромное количество профессионалов своего дела.

Как это ни удивительно, но в 1994 году я действительно был избран на общем собрании акционеров генеральным директором Холдинговой компании "ЭЛЕКТРОЗАВОД" .

Но таких случаев, к сожалению, значительно меньше, чем хотелось бы. Проблема в том, что у нас недостаток высокообразованных, харизматичных руководителей.

Но ведь правда, что хороших людей больше. Правда, что все мы стремимся, во всяком случае, себе в доме, сделать лучше. Почему это не должно относиться к делу, которым ты занимаешься в жизни?

Вы знаете, со своей стороны я хочу сказать, что такое удивительное издание "Правда.Ру" сегодня мне позволило говорить, не оглядываясь за спину, правду. Спасибо вам за возможность открыто говорить в интернет-эфире. А правду всегда говорить легче, чем соврать.

Подробнее о работе холдинговой компании "Электрозавод" и бизнес-проектах скоро читайте в интервью с Леонидом Макаревичем на Bigness.ru.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Интервью к публикации подготовила

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Любовь Головина
Любовь Головина — редактор, журналист, работала в группе выпуска Правда.Ру *
Обсудить