Когда астрологи хотят посмотреть партнерскую совместимость двух людей, они, что называется, накладывают их натальные карты друг на друга — совмещают их. В результате получается общая карта, по которой можно сказать, какой союз сложится у этих людей. Если наложить гороскопы Горбачевых, получится очень интересная конфигурация, которая в астрологии называется "парус". В таких случаях говорят — их несет судьба. И самое важное: по отдельности их бы не вынесло на вершину.
Читайте предыдущие главы о Михаиле и Раисе Горбачевых:
Чета Горбачевых: миссия — разрушить СССР
Чета Горбачевых — партячейка общества
Горбачевы: идеальная жена для разрушителя
У Раисы Максимовны карта достаточно средняя по перспективам: ее максимум — преподаватель на кафедре научного коммунизма. Горбачев со своей удачливостью дошел бы до секретаря обкома или даже ЦК, но генсеком, скорее всего, не стал бы. Его личностный потенциал был гораздо больше, чем у жены, но сам по себе потенциал еще не все, человека часто кто-то или что-то должно подтолкнуть, "включить". Именно она и оказалась этим "включателем" его карты.
Валерий Болдин, руководитель аппарата Михаила Горбачева, писал: "Трудно сказать, как бы сложилось будущее Михаила Сергеевича, если бы в его жизни не появилась Раиса Максимовна. Может показаться удивительным, но позиция, характер жены сыграли определяющую роль в судьбе Горбачева и полагаю, в значительной мере в судьбе партии, всей страны".
Американский журналист однажды спросил Горбачева: "Приходя домой, вы обсуждаете с женой проблемы страны?" Горбачев ответил: "Мы обсуждаем все". "Все?" — не поверив, переспросил журналист. "Абсолютно", — подтвердил Горбачев. У них был один кабинет на двоих — на их даче. Половина кабинета — его: стол, шкафы с документами, половина — ее. Она работала вместе с ним. Каждый вечер — по раз и навсегда заведенному ритуалу — они гуляли по дорожкам генсековской дачи, и супруг подробно рассказывал ей, что случилось за день.
А еще в течение дня были звонки — не менее пяти-шести. Причем, сама Раиса никогда мужу не звонила. Всегда звонил он, чтобы, по образному выражению его пресс-секретаря Андрея Грачева, "подзарядить батарейки". Анатолий Лукьянов считал, что когда Горбачев в ответ на какое-то его предложение отвечал "перезвоню через пару часов", это значило, что он должен посоветоваться с женой.
Это желание посоветоваться вполне объяснимо с астрологической точки зрения. У Горбачева Солнце в точной оппозиции с Нептуном — он большой путаник, склонный к страхам и фантазиям. А у жены — наоборот: Солнце в тригоне с Нептуном. Она была очень реалистичным человеком и четко отсекала любую его путаницу. Близкое окружение Горбачева считало, что Раиса Максимовна "отвечала" и за кадровую политику мужа, давая характеристику претендентам на ту или иную должность, особенно в близком круге.
Андрей Грачев в своей книге "Горбачев" пишет, что к узкому кругу — "мыслительному штабу" генерального секретаря, куда входили глава его аппарата Валерий Болдин, секретарь ЦК Вадим Медведев и помощники Андрей Черняев и Георгий Шахназаров, — очень часто присоединялась и Раиса Максимовна. Поначалу даже этим, близким Горбачеву людям, такой интерес жены генсека к политике казался странным и непривычным (что уж говорить об остальной стране).
И главная проблема мужской части "штаба" была в том, что они совершенно не понимали, как воспринимать предложения, высказываемые активной супругой: как руководство к действию или как один из аргументов в споре. Кто она — советник, помощник, "всего лишь" жена? Иногда ее невозможно было переубедить: отстаивая свою позицию, она не слушала ничьих возражений.
Причем свое мнение имелось у нее по каждому обсуждаемому вопросу. Так, она принимала участие в редактировании доклада к 27 съезду КПСС. И в результате ее с Горбачевым поправок набралось в три раза больше самого текста доклада. При этом ее аргументы часто были по делу.
Георгий Шахназаров впоследствии жалел, что по ряду важных вопросов Горбачев недостаточно прислушивался к мнению своей жены. В частности, она была против крайностей в антиалкогольной компании, считая глупостью лишать человека права выпить бутылку вина в праздник. Но, по большому счету, ей нравилось все, что он делает. "Все, кто его критикуют, мизинца его не стоят", — сказала она в одном из последних своих интервью.
Сама Раиса Горбачева никому не позволяла собой управлять, даже мужу. У нее Венера в Водолее — верный признак независимой свободолюбивой натуры, "кошки", которая гуляет сама по себе. И при случае она не отказывала себе в удовольствии подчеркнуть свою "отдельность". Бывая в многочисленных заграничных поездках в качестве супруги генсека, она везде устраивала себе отдельную программу. Причем часто совсем не протокольную, а импровизированную.
В Сан-Франциско отправилась гулятьпогороду, ее начали узнавать на улицах, из проезжавшего мимо трамвая выскочила восторженная негритянка-кондуктор, пригласила "прокатиться". Горбачева села в трамвай, машины сопровождения медленно ехали следом. Люди бросались к ней за автографами, кричали комплименты, она фотографировалась с ними и вообще получала от всего этого ажиотажа явное удовольствие.
В Париже неожиданно решила зайти в кафе — выпить чашку кофе. Там ее тоже окружили посетители, начали задавать вопросы о перестройке, она охотно отвечала. Она знала себе цену и ей хотелось лишний раз подчеркнуть, что она не является "приложением" к своему знаменитому на весь мир мужу и тоже чего-то стоит. Когда Миттеран в дружеском разговоре с Горбачевым воскликнул "если бы в вашей стране все люди были бы месье Горбачевы!" супруга генсека, вроде бы занимавшаяся другими делами, немедленно откликнулась: "Нет-нет, половина должны быть мадам Горбачев!"
Правда, иногда это желание подчеркнуть, "кто в доме хозяин", было явно демонстративным. Так, Андрей Грачев в одной из своих книг, посвященных тому периоду, вспоминал эпизод на приеме у королевской четы Испании. Горбачев с королем и другими важными гостями беседовал в одном конце зала, Раиса с королевой — в другом. "Неожиданно Раиса Максимовна поворачивается к королеве спиной и заводит беседу с одной из посольских дам. Королева растеряна, пытается подойти к ней то справа, то слева, но та искусно подставляет спину".
Королева осталась одна и резко развернувшись, перешла к другой группе приглашенных. Но на этом эпизод не закончился. В конце приема, когда Горбачев с королевской четой уже стояли на ступеньках, чтобы покинуть дворец, его супруга опять задержалась, продолжая светскую беседу. Неприятная пауза длилась несколько минут. Наконец, Горбачев не выдержал и позвал: "Раиса Максимовна, поднимайтесь к нам". Она даже не повернула головы и продолжала беседовать. Тогда Горбачев повторил более резко: "Раиса Максимовна, мы все ждем!" Только после этого непокорная супруга, наконец, подчинилась.
Подобным же образом она демонстрировала свою значимость женам канцлера Коля и президента Рейгана. С Нэнси Рейган у них вообще сложились "особые" отношения: и та, и другая были любимыми и влиятельными женами, и та, и другая хотели всеми способами затмить друг друга. Проявлялось это в первую очередь в большой войне дамских туалетов. Горбачеву страшно раздражало, когда из "штаба" Нэнси ей присылались кипы протокольных бумаг с подробным расписанием мероприятий и туалетов, которые следовало надевать: как правило, длинные платья со шлейфами, меховые манто. Носить все эти "буржуазные" изыски советская женщина Раиса Горбачева никогда не училась, и поэтому чувствовала себя в них скованно и неуютно — в отличие от профессиональной актрисы госпожи Рейган.
Но зато первая леди СССР "отомстила" заносчивой американке по-своему, по-советски. Во время первого визита четы Горбачевых в Белый дом супруга генсека — на минуточку — кандидат философских наук и доцент кафедры научного коммунизма — "затерроризировала" бедняжку Нэнси вопросами о картинах в резиденции американского президента: кто автор да какой век. Говорят, г-жа Рейган оказалась совершенно не подготовлена к такому интеллектуальному натиску и "плавала" как последняя троечница на экзаменах.
Второй удобный случай представился Горбачевой уже в Москве. Накануне визита американского президента его супруга неосторожно высказала желание побывать в Третьяковской галерее, посмотреть древнерусские иконы. Ну тут уж Раиса Максимовна развернулась вовсю. Она вообще готовилась к зарубежным визитам не менее тщательно, чем к своим лекциям и нередко с удовольствием поправляла гидов в музее, путавших даты и имена. Можно представить, как она подготовилась к экскурсии по Третьяковке! Госпоже Рейган пришлось выслушать двухчасовую лекцию по истории иконописи. Хорошо хоть, что не по научному коммунизму!
Она умела быть язвительной. "Нам вас так не хватало!" — поддела она Нэнси после встречи их супругов в Рейкьявике, куда Горбачева летала, а Нэнси нет. Последняя оказалась не столь воспитана, как королева София, и однажды в сердцах воскликнула перед телекамерами: "Да что она себе позволяет!"к публикации подготовила Светлана Сметанина
Авторы книги "Любовь, брак и судьба"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.