Система вертикального эшелонирования воздушных судов с сокращенными интервалами (RVSM), на которую перешла российская авиация, не только позволит интенсифицировать воздушное движение, но и может привести к росту количества авиационных происшествий. Летчики и диспетчеры могут запутаться в метрах и футах, между которыми придется "переключаться".
Вертикальным эшелонированием называют распределение воздушных судов по высоте. Сокращенные минимумы вертикального эшелонирования (англ. Reduced vertical separation minima, или RVSM) появились как система мер, призванная повысить пропускную способность воздушного пространства за счет снижения установленных интервалов между эшелонами. Уже введенная во многих странах, она сжимает интервалы до 1000 футов между эшелонами в верхнем воздушном пространстве.
До сегодняшнего дня в России интервал между эшелонами был равен 300 метрам, а после достижения высоты в 8100 — 500 метров. Теперь он будет составлять 300 метров и выше восьми километров.
Читайте также: Самолеты распечатаем на принтере
RVSM уменьшает вертикальное эшелонирование между эшелонами полета 29 000 и 41 000 футов (высоты от 8,1 тысячи метров до 12,1 тысячи метров, где воздушное движение наиболее интенсивно). В результате нарезается 6 дополнительных эшелонов, в которых могут следовать самолеты. RVSM вводится в целях увеличения пропускной способности в воздушном пространстве, но самолеты будут летать ближе друг к другу.
Введенная в России новая система позволит сократить число задержек рейсов на 40-45 процентов, сэкономить авиатопливо до пяти процентов и уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу, отмечается в сообщении.
"Я в этом лично ничего хорошего не вижу, но раз такое решение принято — придется переходить, никуда не денутся наши пилоты. Все это постичь можно, но на это время, тренировки, тренажеры перестроить под это. То есть это не так все — с завтрашнего дня поехали", — говорит военный летчик 1 класса Григорий Друговейко.
Как сообщила Росавиация, в рамках внедрения новой системы на всей территории России, помимо пилотов, подготовлены около 700 диспетчеров управления воздушным движением и специалистов планирования воздушного движения, переоборудовано 33 центра организации воздушного движения.
Читайте также: Самолет "с мигалкой" — наше будущее?
Однако пилотов к переходу не готовили, рассказал "МК" командир Ил-96 Сергей Кнышов. Хотя опыт полетов по футам у них есть, но не у всех. В Европе эта система была внедрена еще в 1997 году. Затем ее начали использовать на американском континенте, а потом и в Юго-Восточной Азии. Таким образом, пилоты международных рейсов летают по футам уже лет десять.
Имеются и аэропорты, работавшие по смешанной системе. В частности, в зоне ответственности Калининградского центра УВД действует эшелонирование по стандартам ИКАО и применяются нормы RVSM. Но основная часть России до недавнего времени оставалась крупнейшим регионом в мире, где работала прежняя система.
Сейчас трудность состоит в сочетании двух метрических систем: до определенной высоты летчики будут вести расчеты по метрам, а затем — переходить на футы. "Если бы мы перешли полностью на футы, проблем бы не было", — отметил Кнышов.
Об опасности половинчатого решения в выборе метрической системы говорит в комментарии "Правде.Ру" Александр Акименков, летчик-испытатель 1-го класса.
"Высоту назначают в футах, а вертикальная скорость — в метрах в секунду. Как в метрах в секунду набирать футовую высоту? Это дисгармония сразу. Если уж переходить, то переходить на узлы. То есть миля/час и т.д. Знаете, если говоришь "А", то надо говорить и "Б". Наполовину нельзя. Нельзя быть наполовину сильными", — отмечает Акименков.
Кроме того, не все российские самолеты оборудованы соответствующим образом. В частности, приборы, показывающие высоту в футах, отсутствуют на Як-42 и Ан-24.
Читайте также: Как сносит мозги у людей и самолетов
"Тут еще такая проблема возникает — надо оцифровку на всех приборах менять, а это уже не просто так. Тем более что пилоты, они смотрят, не всегда считывают конкретные цифры, а именно по положению стрелок уже привычному оценивают. Поэтому на самом деле тут проблема. Насколько она обоснована, как говорится, начальству виднее. Тем более, что ему не летать. Вот такие дела", — рассказывает Григорий Друговейко.
С вводом данной системы вертикального эшелонирования завершается стартовавший в 1995 году проект внедрения RVSM международным авиационным регулятором ИКАО. Организация стремится ввести единую систему эшелонирования RVSM на всем пространстве земного шара.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.