Небольшим турагентствам запретят работать от собственного имени. Это станет возможным только от имени крупного туроператора, продукт которого они продают. Эта мера должна защитить в первую очередь покупателя туристических услуг, который честно платит, но всегда оказывается крайним, если недобросовестные фирмы решат его "кинуть".
Теперь крайними будут сами турфирмы, а точнее, туроператоры, которые полностью должны нести ответственность за то, что они продают. Как и следовало ожидать, последние сильно недовольны.
Минувшее лето оказалось урожайным на всевозможные происшествия с российскими туристами за рубежом. А под занавес сезона, как финальный аккорд, и вовсе грянул скандал с "Болгарскими авиалиниями", отказавшимися возвращать на родину несколько сотен россиян. Потребовалось вмешательство правительств обеих стран, чтобы вызволить туристов. Сами стороны — авиакомпания и туристические фирмы — категорически не могли договориться между собой, кто кому сколько должен. Крайними как всегда оказались туристы, с которых участники конфликта пытались содрать "вторую шкуру" — заставить еще раз оплатить билеты, причем по повышенным тарифам.
Читайте также: Москве только туристов не хватает
Представить себе ситуацию, при которой недобросовестный турист "кинул" честную турфирму, просто невозможно. Просто потому, что он оплачивает свою путевку не только заранее, но иногда задолго до момента поездки. А вот обратных примеров, когда туристов не селят в отель, потому что турфирма не перечислила деньги? или не сажают в самолет по той же причине, сколько угодно. Впрочем, скоро ситуация изменится.
1 и 2 ноября в Госдуме будут рассматриваться во втором и в третьем — окончательном — чтении поправки в закон "Об основах туристской деятельности". Главное новшество: турпакет, куда входят отельный ваучер, доставка и некоторые другие услуги, будет продаваться только от имени и по поручению туроператора. И он же будет нести полную ответственность перед туристом за качество предоставленной услуги, а при необходимости и компенсировать материальные потери.
До этого понятие ответственности перед покупателем туристической услуги было довольно расплывчатым. Как известно, обычно турист заключает договор на покупку путевки с турагентством, которое, в свою очередь, приобретает ее у туроператора. Если случается сбой в цепи и клиент не получает того, за что заплатил деньги, он предъявляет претензии непосредственно фирме, продавшей ему путевку.
Читайте также: Туризм в России меньше чем туризм
Но агентство всего лишь посредник между туроператором и туристом и не может гарантировать качество того, к чему, по сути, не имеет отношения. А туроператоры не спешат спасать ситуацию, поскольку по закону клиент должен разбираться именно с тем, с кем он заключил договор. Очень удобно. Для недобросовестного бизнеса, естественно.
Выход из этого замкнутого круга обеспечивает поправка, которая обяжет турагентства заключать договора с туристами только от имени туроператора. По мнению Романа Бобылева, сопредседателя "Клуба защиты прав туриста", подобное нововведение будет стимулировать продавцов услуг более добросовестно исполнять свои обязательства.
"С точки зрения потребителя, новые правила полностью отвечают требованиям туристов. Реально формированием турпродукта занимается туроператор. Он же должен отвечать за его качество. А чтобы избежать случаев мошенничества, туроператорам придется всерьез заняться своей сетью туристических агентств, которые сегодня практически выпали из поля регулирования. Это кардинально изменит ситуацию на рынке и выдавит недобросовестных агентов", — считает Роман.
Про кардинальное изменение ситуации на рынке заговорили и туроператоры, которых в первую очередь и коснутся новые поправки в закон. Правда, их прогнозы исключительно со знаком минус: закон приведет туристическую отрасль страны к краху, операторский рынок будет поделен между несколькими отдельными игроками, цены на путевки взлетят до небес и, как следствие, турпоток резко снизится. В общем, как выразился вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, "работники туристического рынка уверены, что законопроект необходимо пересмотреть".
Читайте также: Отхожие места Москвы: прощай, турист!
Самое сильное недовольство туроператоров вызывает необходимость заключать договор с клиентами от их имени. На недавнем съезде работников туристической отрасли первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович изложил суть претензий: "Когда турагентство начинает работать от имени и по поручению туроператора, то последнему приходится нести большую ответственность за действия турагентства. Чтобы обезопасить себя, туроператор будет вынужден брать депозит у турагентства, чтобы в случае неисполнения им турагентских обязательств самому не понести ущерб". "Это шаг как раз и приведет к удорожанию услуг", — уверен Канторович.
Впрочем, Роман Бобылев не разделяет его опасения. По его мнению, сейчас на рынке огромная конкуренция. И вопрос, кто в конечном итоге на нем останется, будет решаться не депозитами, а четкими и понятными правилами игры. Людмила Гольцева, руководитель отдела департамента туризма Минспорттуризма РФ, также не видит угроз для отрасли: "И раньше деятельность турфирм регулировалась Гражданским кодексом. Правда, нередко предпринимались попытки его обойти. Теперь же туроператору придется более четко — в соответствии с законом — выстраивать свои отношения с туристическими агентствами, а не только стремиться продать как можно больше путевок кому угодно". Она напомнила, что когда вводилась норма о финансовом обеспечении работы турфирм, те также протестовали и грозили крушением рынка. Но ничего подобного не произошло. "Уйдут те, кто не хочет работать честно", — уверена Людмила Гольцева.
Как было сказано на совещании в Общественной палате, где обсуждались поправки в закон о туризме, 99 процентов договоров, которые сегодня заключаются в турфирмах, тем или иным образом ущемляют интересы туристов. По глубокому убеждению турфирм, клиенты всегда только "обязаны" и "должны". А "имеют право" исключительно сами работники туристического бизнеса. Если агентства начнут работать за счет туроператора, а не за счет клиента, как сейчас, всей отрасли это пойдет только на пользу.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.