Недавно обнародованный отчет МАК о причинах катастрофы самолета Ту-134 в Карелии в очередной раз поднял вопрос о доверии к экипажу и предполетной медкомиссии. Видимо, оставив надежду на сознательность пилотов, авиационные власти решили оснастить кабины самолетов алкотестерами, а членов экипажей привлекать к уголовной ответственности за пьянство.
Идея ужесточить контроль за экипажем самолетов гражданских авиалиний принадлежит Минтрансу, Росавиации и Межгосударственному авиационному комитету. Если предложение будет принято, то в кабинах лайнеров появятся персональные алкотестеры, которые смогут определять содержание алкоголя в организме летчиков всего за три секунды, по короткому выдоху.
Помимо прохождения дополнительной проверки алкотестером, у экипажа может появиться еще один стимул отказаться от пьянства на работе, а именно: уголовная статья. Министр также поручил Росавиации и Ространснадзору подготовить предложения по введению выборочного послеполетного медосмотра. Сейчас экипажи воздушных судов проходят только предполетный медицинский осмотр.
Читайте также: Британская авиакомпания научит пассажиров выживать в авиакатастрофах
О необходимости принятия подобных мер говорит, в частности, авиакатастрофа, которая произошла минувшим летом в Карелии. Напомним, что в ночь на 21 июня при заходе на посадку неподалеку от аэропорта Петрозаводска потерпел крушение самолет Ту-134 авиакомпании "РусЭйр". На борту были 52 человека, из них 44 погибли при крушении, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.
Расследование МАК показало, что штурман воздушного судна находился в состоянии легкого алкогольного опьянения и оказывал давление на командира самолета, что стало одним из факторов, способствующих катастрофе.
"В результате судебно-химических исследований в крови капитана, второго пилота и бортмеханика этилового спирта и наркотических веществ не обнаружено. В крови штурмана установлено наличие 0,81 промилле этилового спирта, что соответствует при жизни легкой степени алкогольного опьянения. Время употребления алкоголя (до прохождения предполетного медицинского осмотра или после) из представленных медицинских материалов установить не представляется возможным.
Однако на основании записей в журнале медицинского осмотра можно предположить, что предполетный медосмотр проведен формально: у всех членов экипажа (включая бортпроводников) зафиксирован одинаковый пульс — 72-74 удара в минуту", — говорится в отчете комитета.
Читайте также: Росавиация запретит чартеры на советских самолетах
Согласно федеральным авиационным правилам о медицинском осмотре членов экипажей воздушных судов, диспетчеров и других лиц, занятых в авиационной отрасли, "предполетный медицинский осмотр члены летного и кабинного экипажа проходят перед началом полетов, но не ранее чем за два часа до вылета".
И это не единственный случай. 14 сентября 2008 года в Перми разбился Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд". Жертвами аварии стали 88 человек, в том числе советник президента РФ, боевой генерал Геннадий Трошев. Расследование МАК показало, что вина за трагедию лежит на командире судна Родионе Медведеве, в крови которого нашли алкоголь. При этом перед взлетом одна из пассажирок обращала внимание на то, что у пилота был голос "совершенно пьяного человека".
Когда в России случается авиакатастрофа, многие начинают сетовать на устаревший парк самолетов, однако как ни крути, но в подавляющем большинстве случаев виноват не отказ техники, а пресловутый человеческий фактор.
Читайте также: Число авиакомпаний в России радикально сократят
Конечно, человеческий фактор — это не только пьянство, однако эта проблема острая, а значит, ее надо решать. Стоимость профессионального алкотестера составляет около 1500 долларов. Если оснащать приборами каждый самолет, на закупку алкотестеров может потребоваться до 1,7 миллиона долларов.
При этом в Минтрансе считают, что основной причиной нарушений является как раз финансовая составляющая — небольшим авиакомпаниям приходится экономить на безопасности. Кроме того, многие пилоты вынуждены нарушать требования безопасности полетов, опасаясь штрафов со стороны руководства. Получается такой замкнутый круг.
По мнению военного летчика 1 класса Григория Друговейко, с одной стороны, эффект от алкотестеров, конечно, будет, а вот с другой, сам факт установки должен быть неприятен пилотам:
"Я думаю, что работать алкотестеры будут, и определенный эффект от них будет, но сама необходимость установки говорит о том, что профессиональный, нравственный и психологический уровни наших авиаторов сейчас ниже плинтуса.
Абсолютно недопустимо употребление спиртных напитков не только перед полетом, но и накануне. Я бы воспринял установку как унижение, что мне так не доверяют и считают негодяем и непрофессиональным человеком. Я считаю, что вся авиация строится на доверии. Никаким оборудованием это доверие не заменишь".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.