Принято считать, что чем прибыльнее бизнес, тем за него крепче держатся и стараются вести его как минимум аккуратно. Дикий случай, который имел место в Новосибирске, доказывает, что это не всегда так. Собравшиеся на похоронах родственники испытали ужас, когда открыли крышку гроба: там оказалось совершенно другое тело! Перепутали. А ведь похоронный бизнес — один из самых прибыльных.
Тело 74-летней пенсионерки сотрудники похоронной конторы должны были привезти в катафалке к подъезду дома. В назначенный час там собрались для прощания родственники усопшей, ее друзья и подруги, соседи и знакомые. А катафалка все нет. Целый час вызванивали по телефону опаздывающих похоронщиков. Наконец гроб с телом привезли. Но когда его открыли, все собравшиеся в один голос возмутились: привезли не того покойника, в гробу оказался совершенно не тот человек!
Похоронщики поехали обратно, опять долго отсутствовали, потом все-таки привезли "кого надо". Как пишет новосибирская пресса, вернулись они уже ближе к вечеру, прощание было, по понятным причинам, скомкано — кладбище уже закрывалось. Пока доехали, главные ворота были уже закрыты, пришлось проезжать через запасной вход. К тому времени родные и близкие покойной были так измотаны ситуацией, что у них даже не осталось сил ругаться с похоронной бригадой.
В итоге похороны закончились, когда почти стемнело… Сейчас родственники усопшей намерены подать жалобу в Роспотребнадзор и обратиться в суд с исковым заявлением. Все верно: за такое хамское, прямо скажем, отношение к своим обязанностям должен кто-то ответить! Кстати, те похороны обошлись семье покойной в немалую копеечку, ведь их организовывала "ведущая специализированная похоронная служба Новосибирска", как она сама себя позиционирует в рекламных буклетах.
Почему-то особенно неприятно, что это дикое происшествие имело место именно в Новосибирске, который по праву можно считать "похоронной столицей" России. Дело в том, что тут расположен единственный в своем роде в России Музей мировой погребальной культуры. Создан он был на средства частных инвесторов. В коллекции музея более 1500 гравюр XIX века на тему смерти, траура, около тысячи живописных полотен, скульптур, более 100 траурных платьев XIX века — всего несколько тысяч экспонатов.
Музей организует выездные выставки различных коллекций в России и за рубежом, ведет научную работу по описанию и анализу многовековых традиций культуры увековечения памяти, искусствоведческих основ монументальной пластики народов России, Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Арабского Востока. Входит в Европейскую ассоциацию музеев погребальной культуры и в программу "ЮНЕСКО" по сохранению мирового наследия похоронной культуры. В общем, это дело тут любят и уважают…
Читайте также: В последний путь за казенный счет
Но, видно, не всем еще привили чувство уважения к усопшим. Хочется верить, что опозорившиеся новосибирские похоронщики все-таки осознают, как важно быть тактичным и аккуратным в своей прибыльной профессии. Впрочем, подобное вполне могло произойти и в любом другом регионе. Да еще и похлеще случается.
Известно немало случаев не то чтобы мошенничества, но как бы очень наглого, беспощадного похоронного сервиса. Вот вам случай не из прессы — эту историю автор этих строк лично услышал от давнего друга. Дело было несколько месяцев назад в Санкт-Петербурге, где друг живет. Его мама долго лежала в больнице с тяжелым недугом. Как-то утром ему позвонили из больницы: так, мол, и так, сочувствуем и все такое прочее, ночью умерла такая-то стольких-то лет, то есть ваша мама…
У нас как-то не принято заботиться о похоронах заранее — мол, как бы чего не накликать. А ведь это дело очень хлопотное, сами понимаете. Родственникам умершего, находящимся в стрессовом состоянии, приходится за пару дней решать множество сложных и очень затратных вопросов, в которых они ровнымсчетом ничего не понимают…
Так вот, только положил друг телефонную трубку после звонка из больницы, как кто-то позвонил ему в дверь. Оказалось, это так называемый ритуальный агент. Как он узнал о смерти пожилой женщины и откуда у него оказался адрес ее сына, неизвестно.
Читайте также: Для покойников придумали специальную соцсеть
Агент предложил оглушенному горем сыну умершей женщины целые красочные проспекты с фотографиями гробов, могил и так далее. Тут же, прямо на кухне, подписали договор — представитель "солидной ритуальной фирмы" уже имел при себе почти оформленные бумаги и печать. Сумма, которую растерявшийся от напористости похоронного агента мужчина заплатил за похороны матери, оказалась более чем солидная.
Заплатил он тут же, наличкой, собрал все, что было в доме, да еще сходил к соседям, занял. Как только агент ушел, раздался новый звонок. Оказалось, это еще один агент, из конкурирующей конторы. Поговорили — и выяснилось, что предыдущий похоронщик, пользуясь тем, что клиент был в расстроенных от смерти близкого человека чувствах, взял за услуги примерно в два раза больше, чем бывает обычно. Но это были еще не все расходы.
Пришлось платить дирекции кладбища за "хорошее" место и в соседнем кафе за поминки, то есть за так называемый поминальный обед. В общем-то, как подсчитал мой друг, похороны матери ему обошлись примерно во столько же, во сколько свадьба дочери. Но дело тут совершенно не в деньгах — для того, чтобы близкий человек ушел в иной мир достойно, ничего не жалко. Обидно просто, когда на человеческой беде ушлые "конторщики" делают дикие деньги.
Ситуацию комментирует "Правде.Ру" член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт:
"Мои коллеги давно признали, что именно похоронный бизнес является одним из самых доходных. Увы, во многих регионах России смертность превышает рождаемость, так что клиентов у разных бюро ритуальных услуг хватает, и частных, и муниципальных. Скажу сразу: лично мне встречались и очень честные, сочувствующие любому человеческому горю сотрудники ритуальных контор, и откровенные мошенники, которым наплевать и на покойного, и на его родственников.
Читайте также: Умирать, так весело. Хоронить, так с музыкой
В моей практике было несколько дел, когда родственники усопших пытались отсудить средства у ритуальных сервисов, облапошивших их на кругленькие суммы. Главная причина "облапошивания" такова: родственники умерших находятся в подавленном состоянии, им зачастую непросто держать себя в руках, контролировать действия ритуальных агентов. Очень уперто и нагло могут себя вести и индивидуальные предприниматели, и специализированные фирмы, которые частично принадлежат муниципалитетам.
Кстати, как раз спецфирмы и работают при городских моргах, чьи сотрудники настойчиво "рекомендуют" заказать гроб, перевозку тела и похороны именно у этих ритуальных агентов. Иначе… могут возникнуть проволочки с выдачей тела.
Что делать, чтобы не быть обманутым на похоронах близкого человека? Единой рекомендации, конечно, нет. Но кое-какие советы, основанные на личном опыте, дать можно. Получив известие о смерти близкого человека, все-таки постарайтесь успокоиться, можно даже прибегнуть к приему успокоительных средств. Поговорите со знакомыми, которые уже проходили печальную процедуру.
Переберите в уме имена родственников и близких друзей, прикиньте, кто из них какой "элемент" похоронного процесса сможет взять на себя. Или кто хотя бы способен лично проконтролировать действия ритуальной конторы. Тогда все может стать на свои места. Кроме того, любая деятельность поможет вам не замкнуться в себе в эти трудные дни, не впасть в депрессию".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.