Россиянка Клара Ситнова-Тойвонен может сесть в финскую тюрьму из-за внука. Вся вина 60-летней женщины в том, что два года назад она увезла мальчика на родину в Питер. Это не первый скандал с русскими женщинами, у которых местные органы опеки отбирают детей. И, увы, не последний. Финские власти уверены, что число подобных конфликтов будет нарастать.
В 2006 году Клара Ситнова-Тойвонен получила опеку над внуком и перевезла его к себе в Финляндию, где живет уже более 10 лет. Но в 2009 работники местной социальной службы решили забрать мальчика у бабушки. Основанием для этого стали психологические проблемы, возникшие у ребенка из-за смерти отца. Чтобы не отдавать внука на усыновление в приемную семью, бабушка увезла его обратно в Петербург.
И вот теперь финские власти обвиняют женщину в краже ребенка. Во вторник суд города Тампере начал рассматривать ее дело. Как заявил местный правозащитник Йохан Бекман в интервью РИА Новости, россиянке может грозить тюремное заключение.
Это далеко не первый скандал с русскими женщинами, у которых финские власти намеревались отобрать детей. Самые громкие — дела Рантала и Салонен, о которых много писала российская пресса. Несмотря на широкий резонанс и вмешательство российских официальных лиц, ни та, ни другая история не обрели желанный happy end.
Читайте также: Отдаст ли опека русского внука?
Римму Салонен обвинили в том, что она якобы незаконно вывезла сына в Россию. За это ей присудили полтора года условно, штраф 10 тысяч евро и возможность видеться сыном только четыре раза в месяц в присутствии социальных работников. Кроме того, женщине запрещено общаться с сыном по-русски. Теперь она подает жалобу в Страсбургский суд по правам человека.
История семьи Рантала закончилась пусть не так драматично, но тоже достаточно печально — матери пришлось бежать с сыном из Финляндии. Мальчика отдали в детский дом после того, как он заявил в школе, что если у него будут проблемы в Финляндии, родители увезут его в Россию. После переговоров с участием уполномоченного по делам ребенка РФ Павла Астахова ситуация, казалось, нормализовалась.
Мальчика вернули в семью, а родителей обязали пройти курс психологической помощи у специалистов социальной службы. Но вскоре Инга Рантала увезла сына в Россию, где у нее осталась мать. Женщина тогда рассказала, что как только Астахов уехал, полиция начала собирать показания врачей и социальных работников о том, что она якобы избила ребенка. Она испугалась, что ее могут лишить родительских прав и предпочла вывезти сына.
В последнее время количество подобных российско-финских семейных скандалов стало нарастать. И это не только ощущение российских журналистов, пишущих на эти темы, но и вполне официальное мнение финских властей. Об этом заявил министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб на собрании правящей партии. Объясняет это он просто — увеличением числа смешанных браков. А финская радиостанция YLE в подтверждении этих слов привела статистику: в последние несколько лет количество дел в судах по многокультурному опекунству возросло до 250. Кроме того, в прошлом году из Финляндии было незаконно вывезено более 30 детей.
Незаконно, разумеется, с точки зрения финского законодательства. Поскольку, как заявляют местные власти, они защищают в этих межэтнических семейных конфликтах свои собственные ценности и принципы правового государства.
Читайте также: Вид на жительство в обмен на ребенка
Впрочем, финский правозащитник и председатель Антифашистского комитета Йохан Бекман в этом далеко не уверен. По его мнению, которое он высказал в передаче "Прямой эфир" российского телевидения, в подобных делах в Финляндии давно и неизменно побеждает антироссийский подход, а над русскими женщинами и их детьми откровенно издеваются.
Конечно, финские законы очень строги в отношении родительских прав и обязанностей. В середине 2008 года там вступил в силу новый закон, согласно которому, при возникновении проблемной ситуации ребенок сначала изымается из семьи, а потом уже финны разбираются, кто прав, кто виноват. Малейшая жалоба ребенка на то, что родители его отшлепали (как в случае с Робертом Рантала), а тем более синяк, могут стать поводом передать ребенка под опеку государства.
С одной стороны, это вроде бы правильно — права детей полностью защищены. Но с другой стороны, понять, где проходит грань между обычным родительским воспитанием и применением насилия в отношении ребенка, не всегда просто. При желании любой шлепок можно трактовать так, как это выгодно обвиняющей стороне — в данном случае государству. В результате получается, что государство изначально лучше знает, как нужно воспитывать детей и получает буквально неограниченные права вмешиваться в семейные дела. Но если так рассуждать, можно ведь дойти и до абсурда — взять и передать всех детей государству, чтобы оно их "правильно" воспитывало.
Кстати, Министерство юстиции Норвегии фиксирует с 2008 года значительный рост дел об изъятии детей из семей. От родных "плохих" родителей их передают в "правильные" приемные семьи. Становится ли ребенок от этого счастливее, министерство юстиции умалчивает. О том, как отбирают детей у российских женщин, проживающих в Норвегии, "Правда.Ру" неоднократно рассказывала.
Чтобы как-то урегулировать подобную ситуацию в Финляндии, Йохан Бекман обратился к финским властям с предложением заключить специальный договор с Россией о помощи и сотрудничестве в семейных и гражданских делах. Предполагалось, что этот договор мог бы защитить права детей от смешанных браков. Но финские власти отказались это сделать. Отметим, что подобный договор у России заключен пока только с Италией и США.
Читайте также: Россиянки — доноры детей для Норвегии
В случае с Кларой Ситновой-Тойвонен ситуация вообще странная, поскольку ее внук является гражданином России и прожил в Финляндии всего три года. На каком основании эта страна предъявляет на него права и собирается судить его бабушку, вообще непонятно. Видимо, россиянке опять остается рассчитывать только на помощь российских официальных лиц, как это было в случае с другой бабушкой — израильской.
Напомним, что в 2008 году суд Израиля приговорил к шести годам тюрьмы (прокурор требовал 20) 70-летнюю Изабеллу Бельфер за то, что она знала о планах дочери увезти ребенка в Россию, но не помешала им. Но в канун нового 2010 года президент Шимон Перес подписал указ о помиловании женщины. Правда, для этого потребовалась личная просьба российского президента Дмитрия Медведева. Такой вот новогодний подарок.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.