В России сегодня настоящий бум на старинные и необычные имена. ЗАГСы по всей стране все чаще регистрируют новорожденных Акимов, Евграфов и Евлампий. Последний раз такое массовое "переименование" происходило в нашей стране в 20-х годах прошлого века. Значит ли это, что сегодня российский народ интуитивно хочет вернуться к своим истокам? В любом случае мода на то или иное имя не возникает просто так — во всем есть своя закономерность.
Знакомые назвали дочку Феней. Полное имя — Федосья. Отец ребенка поначалу был категорически против, друзья семьи тоже. Но мама проявила упорство: "Однажды ночью, еще до рождения дочки, я проснулась и поняла, что назову ее только Фенечкой и никак иначе". Мужу пришлось смириться.В России просто бум на старинные имена. Эстрадный артист Святослав Ещенко назвал сына Нарада (по его мнению, это древнее славянское имя).
У певца Александра Малинина близнецы Фрол и Устинья, у телеведущей Тины Канделаки — Мелания и Леонтий. Актриса Мария Шукшина назвала сыновей Фома и Фока. У супругов Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой растет сын Елисей, у Владимира Епифанцева — Гордей.Причем подобное увлечение характерно не только для Москвы. ЗАГСы Петрозаводска, Владимира, Ярославля регистрируют все больше новорожденных Акимов, Власиев, Евграфов, Тихонов, Трофимов. Среди девочек встречаются Евлампии, Анисии, Агафьи.
По данным московских ЗАГСов, самыми популярными женскими именами уже несколько лет являются Анастасия, Мария, Дарья, Анна, Екатерина. Мужскими — Александр, Иван, Никита, Максим, Артем. Но это вовсе не значит, что таких имен большинство. Просто они встречаются несколько чаще других. Сегодня многие родители стремятся назвать ребенка не просто старинным, а еще и необычным именем, чтобы он изначально отличался от остальных.
Читайте также: Как Дядя Сэм поспорил с Медведем
Например, в одном из московских ЗАГСов в прошлом году были зарегистрированы такие имена новорожденных: Анисия, Илария, Леокадия, Аделаида, Фекла, Груша, Вивея, Елисей, Савва, Лука, Платон. А как вам имя для девочки Гогола? А для мальчика с русской фамилией — имя Мохаммед Али? Конечно, назвать, к примеру, девочку Анна-Николь Ивановна Кузнецова можно явно не от большого ума. Почти что пресловутая Грация Ивановна Неумытова (именно так назвали некую гражданку Советского Союза в 30-е годы).
Пожалуй, впервые с революционных времен в нашей стране происходит почти полное обновление имен, которое началось в 90-е — тоже вполне революционное время. В 20-е годы газеты сообщали о том, как "революционная молодежь радостно сжигает свое религиозное прошлое". Проявлялось это, в частности, в отказе от старых имен, данных при крещении, и принятии новых. "Все стали перекрещиваться: Степанова Нина — Нинель, Широкова Мария — Октябрина, Клубышев Николай — Рэм Пролетарский, Демидов Петр — Лев Троцкий".
Кто-то выбрал имя Коммунар, а некий Дворянкин предусмотрительно поменял фамилию на Красный Боец. Отречься от старого мира и отряхнуть "его прах с наших ног" можно было и таким необычным способом. Сегодня это выглядит во многом смешно, но интересный факт — рождение нового советского человека началось с придумывания для него новых имен и это символично.Сегодня новорожденных девочек почти не называют Ларисами, Аллами, Людмилами. Да и широко распространенные еще несколько лет Елена, Наташа, Татьяна все реже встречаются среди новых поколений. Между тем исследователи считают, что имена не могут стать модными просто так и сами по себе — во всем есть своя закономерность.
Пожалуй, одним из первых в истории русской словесности, кто всерьез заявил о существовании связи между именем и психотипом личности, был философ Павел Флоренский. В своей книге "Имена", идеи которой зародились еще в период его учебы на физико-математическом факультете Московского университета, он задается вопросом — можно ли считать имена пустыми кличками, случайно присоединенными к их носителям, или же в имени стоит искать формулу личности, характера, а значит — судьбу и биографию?
Читайте также: Дети придумали, как "воспитывать" родителей
Флоренский считал, что верно второе. При этом он полагал, что хотя "имя предопределяет личность и намечает идеальные границы ее жизни", это вовсе не отменяет свободы действия личности в этих границах.С точки зрения философа, у каждого имени три ипостаси: высшая, нейтральная и низшая (например, Михаил — Миша — Мишка). И в какой именно ипостаси проявит себя человек с конкретным именем, зависит уже от негосамого.
И еще один важный момент: по мнению Флоренского, общая совокупность имен, выдержавшая испытание временем, ничтожно мала. Почти все они заимствованы народами друг у друга — или переделываются на свой лад или просто переводятся. Сравните, к примеру, имена Матфей, Федор, Теодор, Деодат, Богдан — все они означают "дар Божий". А раз так, значит: "нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских, а есть только имена общечеловеческие, которые являются в различных аспектах".
Кстати, философ также полагал, что придумывать новые имена такая же дерзкая и отвлеченная затея, как пытаться придумать новую религию. Что и подтвердила короткая жизнь имен, рожденных революцией.Спустя десятки лет после Павла Флоренского изучением влияния имени на судьбу занялся исследователь Борис Хигир. По его словам, к этому его подтолкнула случайность. В молодости он работал осветителем в цирке и обратил внимание, как переменилось поведение тигрицы после того, как ей изменили кличку. Оказалось, что этот закон распространяется и на людей. За 30 лет своей работы ученый собрал статистику на почти семь тысяч семей, проследив, как складываются судьбы людей, носящих одно имя.
Впрочем, по мнению Хигира, нет плохих или хороших имен. Очень большое значение играет сочетание имени и отчества, поскольку отчество у ребенка есть еще до его рождения, и родителям нужно просто сделать правильный выбор имени. С точки зрения исследователя, родители не должны совершать две основные ошибки — давать девочкам мужские имена вроде Александра, Валерия, та же Дарья (от мужского имени Дарий), а также называть детей в честь самих себя или близких родственников.
А вот почему возникает мода на те или иные имена, объясняет американский экономист Стивен Левит в своей книге "Фрикономика". Он проанализировал, как менялась десятка наиболее популярных имен в Америке в течение последних сорока лет. Выяснились интересные вещи. Например, что белые и черные граждане США дают своим детям совершенно разные имена. И если взять людей с такими именами, как Сияние, Совершенство, не говоря уж об Искусительнице, можно не сомневаться, что в 99 процентах случаев их обладатель будет черным.
Читайте также: Допетровская Русь возвращается в Россию
Причем такие экстравагантные имена давали своим детям, как правило, люди с низким уровнем дохода и образования.И тогда Левит решил выяснить, какие имена в одно и то же время популярны у людей с высоким уровнем доходов и у тех, чьи доходы ниже среднего уровня. Выяснилось, что совершенно разные. Но самое интересное не в этом, а в том, что выбор имени, оказывается, напрямую зависит от уровня образования родителей. И те имена, которые были популярны у образованных и обеспеченных родителей десять лет назад, сегодня пользуются наибольшим спросом у семей более низкого достатка.
То есть популярное среди широких масс имя не возникает ниоткуда, а проходит путь сверху вниз: сначала так называют своих детей более образованные люди, потом люди с более высокими доходами, а потом все остальные. Что касается людей с более высоким уровнем образования, то они берут имена своим детей из искусства и литературы.
Можно не сомневаться, что и наша мода на старинные имена пошла точно так же сверху вниз. Маму той самой Федосьи, о которой говорилось вначале, зовут Даша, И ее родителям в 70-е годы пришлось выдержать немало упреков со стороны родственников: как можно называть девочку таким странным именем. Но поскольку родители Даши из среды творческой интеллигенции, им хотелось чего-то необычного для своего ребенка. Сегодня имя Дарья входит в пятерку самых популярных.
Наверняка, этим же руководствовались известный актер и режиссер, отец телеведущей Авдотьи Смирновой, а также папа Феклы Толстой. Для знакомых назвать девочку Феклой было дикостью, но для ее отца, который занимался славянскими языками и диалектами, совершенно нормально. По словам Феклы, она прекрасно осознает, что сочетание имени Фекла и фамилии Толстая звучит очень претенциозно. Зато второго такого имени на нашем телевидении точно нет. А вот в статистике ЗАГСов оно уже появилось — значит, кажется вполне приемлемым.
По мнению экономиста Стивена Левита, чтобы узнать, какие имена будут популярны через десять лет, надо посмотреть, как называют сегодня своих детей представители интеллигенции.Так что вполне возможно, что через несколько лет массовыми именами в России станут вышеназванные Фрол, Фока, Федосья, Устинья.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.