Пострадавшим приходится добиваться выплат от страховщиков через суды

Народный эпос: сага об ОСАГО

По полисам ОСАГО страховые компании в среднем недоплачивают 30-40 тысяч рублей. Большинство тех, кому приходилось сталкиваться со страховщиками, отмечают попытки компаний уклониться от выплат или сделать их минимальными. Порой даже за копеечные компенсации клиентам приходится сражаться, обращаясь к независимым экспертам и в суды.

При этом стоимость страховки по ОСАГО растет. Хотя базовая ставка для легковых авто сохранилась в размере 1980 рублей, однако выросли поправочные коэффициенты — для молодых (до 22 лет), неопытных (стаж вождения до 3 лет) водителей и тех, кто пользуется машиной несколько месяцев в году.

Подорожание полиса ожидается в ряде регионов. В числе "отстающих" по рентабельности для страховщиков называются Костромская, Ульяновская, Мурманская, Ивановская, Курганская, Новгородская, Тульская области, Башкирия, Камчатский край.

При этом обещанный рост компенсаций (со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей — по ущербу жизни и здоровью; со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей — за порчу "железа") так и остался в проекте.

В первом полугодии 2011 года в РФ было зарегистрировано около 1 700 000 мелких ДТП. Практически все они оформляются инспекторами, пишет "Российская газета". Небольшие по масштабам аварии создают пробки на дорогах и препятствуют оперативному прибытию нарядов ДПС на серьезные аварии, в которых есть пострадавшие. Однако обладатели полисов ОСАГО не спешат воспользоваться европротоколом.

Напомним, что согласно так называемому европротоколу при ущербе в пределах 25 тысяч рублей участники ДТП могут оформить его без представителей ГИБДД и получить возмещение по ОСАГО.

Однако получить выплаты в этом случае еще проблематичнее, так как страховые компании опасаются мошенничеств и отказывают в компенсации. Для исполнения КАСКО присутствие автоинспекторов вообще является обязательным.

Читайте также: Полисы ОСАГО: цвет имеет значение

"Во всех страховых фирмах, в которых я работала, существовало негласное распоряжение — максимально минимизировать выплаты возмещений и пользоваться любым поводом, чтобы не платить", — приводит "Московский комсомолец" слова своей собеседницы Елены, много лет работавшей в сфере автострахования.

Страховщики пытаются максимизировать собственную прибыль. Этому способствуют и странные "независимые" экспертные оценки, когда ремонт оценивается существенно ниже реальной рыночной стоимости.

Учитывая, что только порядка 10 процентов недовольных действиями страховщиков отправляются в суд, а компании не скупятся на юридическое обеспечение, рентабельность этого бизнеса поддерживается на должном уровне.

Между тем, положительные судебные решения могли бы повлиять на политику компаний. Специалисты советуют в случае явного занижения суммы покрытия обращаться в независимое экспертное бюро и с заключением тамошних экспертов идти в суд. В этом случае позиции истца будут выглядеть более обоснованными.

Стоит учесть, что услуги независимого оценщика могут стоить более 50 евро. При этом истец может потребовать от суда назначения отдельной экспертизы, за что придется также платить из своего кармана.

Суд может принимать заключения экспертов, а также изучать сведения из автосервисных предприятий. Для установления реального рыночного уровня цен суд может запросить прайс-лист у нескольких автосервисов.

Читайте также: Спектакль для страховщиков. Постановка — ГИБДД

Тем, кто идет до конца, потери могут быть возмещены. Ведь в случае выигрыша дела в суде оплату услуг экспертов, а также все судебные расходы можно взыскать со страховой компании. Правда, нужно помнить о том, что разбираться в рыночной стоимости адвокатов суд не возьмется, а стало быть, назначит среднюю сумму, которая может быть значительно меньше реальных расходов на помощника. Также компанию должны обязать выплатить пеню в размере 0,5% от суммы за каждый день просрочки.

Страховщики умеют изматывать клиента. Если признаки налицо, лучше приступать к формальному решению вопроса и общаться со страховщиками только в письменной форме, оставляя себе копии.

В случае перехода конфликта в эту фазу (основанием для подачи в суд может быть также задержка с выплатой компенсации сроком на месяц) отступать назад уже не стоит даже в том случае, если страховщики упрашивают забрать исковое заявление, обещая уладить вопрос. Дело в том, что подавать повторный иск по одному поводу согласно закону нельзя, поэтому ничто не помешает компании послать клиента куда подальше.

Читайте также: Уволенный страховщик "раскрутил" клиентов на 90 тысяч рублей

Претензия должна быть направлена по трем адресам: в собственную страховую компанию, в Российский союз автостраховщиков (РСА) и в Федеральную службу страхового надзора (ФССН).

Самое неприятное, что по России бродит порядка 1 миллиона полисов, выданных уже ушедшими с рынка игроками. Найти страховщика в этом случае вообще не представляется возможным. С 2005 года рынок покинули 54 компании. Причем большинство разорившихся участников рынка пропадают с деньгами и бланками.

По данным Российского союза автостраховщиков, не исполненные страховщиками с отозванными лицензиями обязательства оцениваются примерно в 7 миллиардов рублей. А объем "теневого" оборота недействительных полисов составляет примерно 1,2 миллиарда рублей в год. Повышение стоимости ОСАГО приведет к активизации недобросовестных страховщиков, уверены эксперты.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить