Человек, страдающий клаустрофобией, едва ли сможет себя заставить проехаться в лифте, пускай даже самом современном и безопасном. С опаской к этим грузоподъемным механизмам стали относиться и многие жители Санкт-Петербурга. И дело не в том, что у них массовая боязнь замкнутого пространства. Просто им не хочется тратить лишнее время в ожидании монтера, застряв в грязной обшарпанной кабине.
В домах северной столицы около 32 тысяч подъемников, срок эксплуатации 53 процентов которых превысил положенные 25 лет. Понятное дело, они часто ломаются, люди опаздывают на работу, учебу, важные встречи, свидания. Тяжело тем, кто живет на последних этажах высотных домов — туда пешком не находишься.При этом местные власти не торопятся решать эту проблему, кормя настрадавшихся жильцов обещаниями ремонта или ссылаясь на отсутствие средств.
Между тем, с 1 августа в Петербурге выросла плата за коммунальные услуги. Это связано с увеличением тарифа за содержание и ремонт жилого помещения на территории города — в зависимости от степени его благоустройства от 4 до 9 процентов. В этот вида платежа традиционно входят расходы на обслуживание общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, а также техобслуживание и ремонт лифтов.Дела, связанные с этим видом транспорта, не намного лучше обстоят и в Москве. В столичных жилых домах и офисах лифты ежедневно перевозят около 20 миллионов пассажиров.
Читайте также: Лифт-гильотина в бездушном "Шереметьеве"
Правда, если в Петербурге каждый второй лифт отработал свой нормативный срок, то в Москве — каждый пятый. Всего в жилом фонде Москвы около 98 тысяч подъемников.Поломки лифтов редко приводят к несчастным случаям, тем более с летальными исходами. Наиболее опасными были подъемники с распахивающейся дверью, которые надо открывать вручную. Подростки умудрялись отогнать кабину с открытым проемом и при этом оставляли дверь шахты открытой. Гибли пассажиры, которые думали, что кабина стоит на этаже и при плохом освещении делали роковой шаг в бездну. Но такие лифты сейчас редкость в московских домах — их осталось всего около тысячи.
Однако по городской программе от 1995 года эти двери должны были быть заменены к 2008 на раздвижные.Вообще же, пик старения петербургских и московских лифтов пришелся на середину 1990-х годов, поскольку в конце 1960-х шла массовая "лифтовизация". Только в Москве тогда ежегодно вводилось в эксплуатацию по 3 тысячи подъемников.
Правительства двух столиц пыталось принимать меры по омолаживанию лифтовых парков. Однако темпы старения превышали темпы обновления. Денег не было. Да и удовольствие это недешевое. Замена двигателя лифта обходится в 30 тысяч рублей. А самая изнашиваемая часть лифтового оборудования стоит в 10 раз дороже. При капремонте надо заменять и канаты, и панель управления.
Читайте также: Жертвы войн с ЖКХ приобретают навыки
В некоторых случаях проще поставить новый подъемник. Цена отечественного — около миллиона рублей, а импортного — порядка двух.Но некоторые новые отечественные лифты работают из рук вон плохо. В одном из районов столицы несколько лет назад заселили 21-этажный дом. В каждом подъезде — по три подъемника, один из которых грузовой. На каждом этаже — по шесть квартир. При переезде (а в дом массово вселялись жители снесенных пятиэтажек) работал один грузовой лифт. Да и то от перегрузок периодически ломался. Два пассажирских подъемника сломались сразу, и починили их только через полгода.
Некоторые нерадивые чиновники, пытаясь успокоить жителей, обманывают их. Лифтам с истекшим сроком эксплуатации делают не капремонт, а косметический, меняя не двигатель и лебедку, а кабину или ее створки или же вызывной аппарат.Что касается работы лифтовых диспетчеров, то и здесь немало проблем. Связь с ними неустойчивая, иногда из-за неисправностей. А иногда диспетчеры ее сознательно отключают, когда дети балуются, и забывают включить. Поэтому пассажир рискует провести в тесной кабине много времени.
В 1999 году, например, сотрудник журнала "Business week" застрял в лифте на 41 час.Разрешение на дальнейшее использование лифта после 25-летней эксплуатации может быть дано только после всесторонней технической экспертизы, проведенной организациями, имеющими лицензию Ростехнадзора. При этом определяется, сколько лет механизмы могут еще прослужить, подлежит ли лифт модернизации или замене. Но и это не решает проблемы.
Инспекторы Ростехнадзора регулярно проводят проверки лифтового оборудования. Но для того, чтобы выйти на объект по жалобе от жителей, необходимо разрешение прокуратуры. Получив такую петицию, Ростехнадзор сначала должен направить письмо в местную управу с требованием принять меры. Если эта петиция игнорируется и в Ростехнадзор вновь поступает жалоба от жильцов, тогда эта служба обращается в прокуратуру и убеждает в необходимости проведения проверки.
Читайте также: Национальные забавы: безопасность, прощай!
Почти все они заканчиваются остановками подъемников. Инспекторы выявляют грубейшие нарушения, составляют протоколы по Кодексу об административных правонарушениях, наказывают отвечающих за это чиновников. Но пломбировать лифты Ростехнадзор права не имеет. Это позволено только судебным исполнителям по решению суда. Считается, что так права граждан не нарушаются.
Однако Ростехнадзор имеет право останавливать лифт максимум на пять суток — и направлять материалы в суд. Фемида и решает, как поступить с неисправным механизмом. Только в 10 процентах случаев суд постановляет остановить лифт. В 90 же процентах ограничивается штрафами, а опасное устройство продолжает работать.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.