Судебные тяжбы жильцов с коммунальщиками становятся чуть ли не традицией в современной российской реальности. Людей посреди зимы оставляют без горячей воды, внезапно отключают лифты, начисляют двойную плату и плату за несуществующие услуги. Этот список "бонусов" от управляющих компаний ЖКХ можно продолжать долго. Причем в число "жертв" попадают не только обычные жильцы, но и знаменитости.
Управляющая компания Kopernik Property Management (KPM) требует от фигуристки Татьяны Навки 700 тысяч рублей. Такую сумму, по подсчетам УК, Татьяна задолжала с марта 2009-го по февраль 2011 года за содержание квартиры в центре Москвы. Тарифы на коммунальные услуги в элитном доме высоки, стоимость обслуживания одного квадратного метра составляет 190 рублей в месяц. Долг числится не только за фигуристкой, но и за двумя десятками ее соседей — со всех КРМ планирует взыскать долги в судебном порядке.
Пока состоялись два заседания по иску коммунальщиков к "злостной неплательщице" Навке, которая, как выяснилось, вообще не заключала договор с управляющей компанией. Собственник квартиры на Якиманке — мама спортсменки, Раиса Навка, именно ее адвокат и предложил признать ответчиком. Суд вынес постановление, и теперь долг в 700 тысяч перешел к Раисе. Продолжение следует — впереди еще заседания. Тем более, что Татьяна Навка и другие жильцы решили подать ответный иск на Kopernik Property Management. Еще в феврале общее собрание жильцов отстранило эту организацию от управления, считая тарифы завышенными, качество услуг невысоким, а информацию о тратах недостаточной. Знаменитая спортсменка уверяет, что пребывает в недоумении, откуда могла взяться колоссальная сумма ее долга, ведь никто не предоставлял ей никаких расчетов.
Читайте также: В Якутии из крана "вытекли" две иномарки
После смены компании цены на коммунальные услуги снизились в два раза. А жильцы дома уверяют, что руководство бывших управленцев буквально сбежало под покровом ночи, прихватив чужое имущество. В ответном иске будут перечислены компьютеры, копировальные аппараты, машины для уборки территории и другая дорогостоящая техника, купленная на средства жильцов.
Если уж в войну с коммунальщиками оказываются втянуты знаменитости, то что говорить о простых, "незвездных" людях. В 12-этажном доме на 24-й Северной улице города Омска во всех подъездах неожиданно остановились лифты. Только тогда жильцы узнали, что управляющая компания "Уют Центр" давно уже испарилась в неизвестном направлении. Лифты обслуживались не специализированной компанией, а работниками ушедшей по-английски УК, которые несколько месяцев не получали зарплату и, потеряв надежду увидеть кровные деньги, просто отключили подъемники. Хорошо еще, что не отказались вызволить женщину, которая в момент отключения ехала в одном из лифтов.
Вместе с УК "Уют Центр", принадлежавшей Вадиму Титову, как и обанкротившаяся недавно строительная компания "МИГ-21", исчезла вся документация на дом и паспортная картотека жильцов. Зато остались немалые долги. Только за вывоз мусора за многоэтажкой числится задолженность в 26 тысяч рублей, а за новые паспорта придется заплатить около 80 тысяч рублей. Все эти суммы "висят" на жильцах, а чиновники вступать в конфликт с управляющей компанией отказываются. Представитель Департамента городского хозяйства Омска смог лишь порекомендовать пострадавшим написать заявление в прокуратуру. Остальные вопросы предстоит решать с новой управляющей компанией, которую выбрали на общем собрании жильцов.
Заявление в прокуратуру, которое напишут лишенные лифтов "должники" с 24-й Северной улицы, наверняка, окажется там не единственным. По всей России идут судебные процессы против коммунальных служб. За зиму и весну 2011 года в суд города Ангарска Иркутской области подано около сотни исков против жилищных компаний города, в прошлом году исков было пятьдесят, то есть в два раза меньше.
Читайте также: Коммунальщики обсчитали москвичей на миллиард
В Брянской области управляющая компания, обслуживающая 400 многоквартирных домов, несколько месяцев незаконно начисляла жильцам плату за освещение. В Туле уже полгода рассматривается вопрос о перерасчете стоимости и компенсации морального ущерба людям, которых управляющая компания неожиданно оставила без горячей воды во время декабрьских морозов. В Саратове жильцы одного из домов случайно обнаружили, что платят за услуги ЖКХ сразу двум компаниям, причем примерно половина из них платит одной компании, а вторая половина — совсем другой, и по этой причине у некоторых набежали немалые "долги".
Часто конфликты с коммунальщиками длятся годами — проверки, протоколы, многочисленные судебные заседания. "Победные" случаи в суде для жильцов тоже еще не повод радоваться — нередко решение суда оспаривается управляющими компаниями, а обычные люди тем самым втягиваются в бесконечные тяжбы. В Ростове и Челябинске жителям удалось доказать, что им рассчитывают стоимость услуг по двойным тарифам, самовольно увеличивают размер платы за отопление, горячую и холодную воду, электричество и газ, а также предоставляют недостаточное количество информации об управляющей компании. Юристы, работающие с подобными исками, говорят, что такого рода нарушения встречаются часто и повсеместно.
Нередко после какого-то одного вопиющего случая, как, например, с отключением лифтов в Омске или отключением электроэнергии в Челябинске, выявляется наличие целого пласта коммунальных проблем. Жильцы начинают внимательно изучать договоры, пересчитывать суммы в квитанциях, консультироваться со специалистами и делать открытие за открытием. Так в прошлом году молодой юрист из Челябинска Олеся обнаружила, что управляющая компания предлагает жильцам подписывать соглашение о передаче персональных данных третьим лицам, дублирует часть услуг и неверно рассчитывает стоимость остальных. В суде она выиграла дело, но честно признается, что в этом ей помогло юридическое образование.
Читайте также:
Конституция победила Жилищный кодекс
ЖКХ учит жизни по финским рецептам
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.