Ученые социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова провели масштабное исследование по проблеме насилия в отношении детей. Выводы оказались неожиданными — чаще всего жестокость к юным москвичам проявляют родители, избивая их из-за плохих отметок и поведения в школе. При этом столичные матери прибегают к физическому насилию активнее отцов.
Результаты социсследования, заказанного уполномоченным по правам человека в Москве Евгением Бунимовичем, были обнародованы на совместном заседании комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям и комиссии по образованию и молодежной политике. И хотя количество родителей, жестоко обращающихся с детьми, снизилось на десять процентов по сравнению с 2009 годом, радоваться омбудсменам пока еще нечему. Дети крайне редко сообщают кому-либо о том, что подверглись насилию, а уж если решаются на откровенный разговор, то в последнюю очередь обращаются к учителям, уполномоченному по правам ребенка или в органы опеки и попечительства. И не только потому, что педагоги и представители власти не вызывают у школьников доверия.
Данные масштабного опроса, проводившегося пять лет назад в нескольких городах России, говорят о том, что большинство избиваемых детей считают физическое насилие нормальным методом семейного взаимодействия. Сами родители тоже уверены, что поступают правильно, лишь четыре процента взрослых отнесли телесные наказания к разряду жестокого обращения, а не к одной из форм воспитания. Социологи из МГУ подтвердили, что когда мать или отец бьют ребенка, они стремятся заставить его подчиниться или привить ему определенные убеждения, только в 3,6 процента семей насилие совершается без какой-либо причины.
Чаще всего физические наказания применяются московскими родителями из бедных и малообеспеченных семей. Вероятно, они надеются, что хорошие отметки станут для детей возможностью поступить в вуз и устроиться в жизни на более высоком уровне, но роль оценок в аттестате сильно ими преувеличивается. Многие известные и успешные люди, начиная с Бунина и заканчивая голливудскими звездами, не блистали школьными "пятерками". Некоторых, кстати, регулярно били за "неуды", что не способствовало улучшению успеваемости, зато приводило к ощущению ненужности и родительской нелюбви. Именно этим, по мнению психологов, заканчиваются попытки добиться от детей трудолюбия и страсти к знаниям с помощью телесных наказаний. На короткое время "крайние меры" оказывают эффект, и из страха школьник начинает приносить хорошие отметки, но потом он ожесточается, закрывается от матери и отца, перестает им доверять и старательно постигает одну науку — как выкрутиться, чтобы избежать побоев.
Из двух миллионов детей, которые ежегодно страдают от домашнего насилия, лишь единицы обращаются за помощью в государственные инстанции. Не просто позвонить по телефону доверия и выплакаться, а начать борьбу за свои права решаются только самые смелые. В одночасье стала знаменитостью 16-летняя Елена Антипова из Нижнего Новгорода, потребовавшая лишить отца родительских прав и через суд добившаяся для горе-родителя приговора по двум статьям УК РФ — "Побои" и "Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка". А ведь отец Елены, наверное, желал дочери только добра, когда пытался с помощью ремня и кулаков добиться от нее "четверок" и "пятерок" в дневнике. Он даже разумно рассчитывал силы, не нанося травм, многим детям повезло меньше. В Подмосковье одна ретивая мать так "наказала" первоклассницу за плохую успеваемость, что девочку пришлось отправить в больницу с синяками, ссадинами, кровоподтеками и сотрясением мозга. Кстати, семилетняя Даша долго не соглашалась рассказать, что случилось, — мать пообещала забить ее до смерти, если кто-нибудь узнает о ее методах воспитания.
Проблема насилия в отношении детей кажется многим людям надуманной именно из-за молчания маленьких жертв и уверенности взрослых преступников в собственной правоте. Сотни мам и пап ругают ювенальную юстицию, поскольку она якобы призвана разрушать семьи, а омбудсмены и специалисты центров психологической помощи учат детей выдумывать проблемы и подавать в суд на родителей.
На самом деле, для несовершеннолетнего бороться за свои права очень и очень нелегко — за год в стране слушается всего несколько такого рода дел. Требование ребенка о лишении матери или отца родительских прав практически никогда не удовлетворяется. Добиться уголовной ответственности за систематические побои удается единицам. Даже поделиться болью сложно— бесплатных психологических консультаций и телефонов доверия в России не хватает, школьных психологов, служб экстренной помощи жертвам насилия катастрофически мало. В Москве всего десять социально-реабилитационных центров, предназначенных для детей, пострадавших от насилия, — и не каждый школьник когда-либо о них слышал.
По мнению омбудсмена Евгения Бунимовича, именно отсутствие контакта между поколениями, неинформированность родителей о жизни и переживаниях детей являются причиной того, что Россия сегодня находится на первом месте в мире по количеству детских суицидов. Согласно исследованию, 12,6 процента московских подростков чувствуют себя незащищенными, лишними, никому не нужными, 40 процентов не ощущают любви, заботы, тепла от родителей. Родители не имеют понятия даже о фактах — курят ли их отпрыски, употребляют ли спиртные напитки, пользуются ли социальными сетями, правду "не угадали" более половины опрошенных мам и пап, какая уж тут эмпатия в эмоциональном плане.
К физическим наказаниям, как известно, прибегают взрослые, стремящиеся вовсе не к взаимопониманию с детьми, а к тотальному контролю над их поступками. Итог подобных методов плачевен. Несколько тысяч детей в год умирают от побоев, так и не улучшив оценки, еще несколько тысяч в результате "воспитания" становятся инвалидами, несколько десятков тысяч убегают из дома. Из остальных вырастают продолжатели семейной матрицы, тиранящие слабых и боящиеся сильных, либо несчастные люди с низкой самооценкой. И еще несколько тысяч детей принимают решение уйти из жизни.
Из года в год весной в учебных заведениях начинают накручивать родителей, опасаясь за показатели успеваемости. Родители берутся за детей, используя привычные методы насилия. Школьники не выдерживают психологического давления днем и побоев вечером — и в заголовках мы снова читаем об очередном подростке, повесившемся или бросившемся с крыши из-за плохих оценок. Порой взрослым удается накрутить детей до такой степени, что они совершают самоубийство, едва задумавшись о провале на экзаменах. В прошлом году 16-летний москвич так волновался из-за сдачи ЕГЭ, что покончил с собой, не дожидаясь результатов, еще один подросток повесился, получив "неудовлетворительно" на пробных ЕГЭ.
Пытаясь вколотить в детей тягу к знаниям, родители на самом деле вбивают в них далекие от позитива установки. Например, ненависть к образованию. 24 мая этого года в Санкт-Петербурге совершил самоубийство 17-летний юноша, числившийся на первом курсе одного из лицеев города. По предварительной версии следствия, причиной поступка стало категорическое нежелание молодого человека учиться в лицее.
Еще побоями можно разбудить в детях агрессию и желание мстить. В Алтайском крае одним из наиболее громких преступлений стало убийство, совершенное восьмиклассником. Он застрелил спящих родителей из охотничьего ружья после того, как отец, возмущенный плохой успеваемостью сына по химии, жестоко избил мальчика. Как позднее выразился сам юный преступник, "отец зашел слишком далеко".
Дальше, чем 50-летний водитель, слишком усердно воспитывавший в отпрыске любовь к химии, зашли только местные работники правопорядка и представители СМИ. Комментируя и обсуждая происшествие, они на полном серьезе недоумевали, что именно могло толкнуть ребенка на такую жестокость, ведь родители души не чаяли в сыне. В результате вину возложили на компьютер, сочтя, что именно компьютерные игры стали причиной нервного расстройства и от них надо защищать неокрепшую детскую психику. Вопрос же о том, как защищать детскую психику, и не только психику, от жестокого обращения со стороны родителей, остался открытым. Видимо, единичного случая мести за насилие мало, чтобы привлечь внимание к проблеме. Вот когда два миллиона избитых детей ночью убьют родителей — вот тогда мы перестанем вести дискуссии на темы, нужны ли вообще телефоны доверия для подростков, омбудсмены, ювенальная юстиция, психологические консультации и запрет на телесные наказания.
Читайте также статьи по теме:
Мужество слабых — против насилия
Государство подскажет, как воспитывать детей
Зачем родители убивают собственных детей
Суицид: кто виноват и что делать?
Бить жену можно, но только осторожно
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.