Как только не пытаются в России убедить разведенных отцов не забывать про своих детей! Их портреты размещают на "досках позора", приставы изымают телевизоры и холодильники, депутаты мечтают объявить их "внутренним врагом". Но на ситуацию все это почему-то не влияет. Между тем количество алиментщиков приближается к 50 процентам мужского населения…
В Псковской области стартовала акция "Заплати ребенку" — время с 16 мая по 16 июня стало "месячником по интенсивному взысканию алиментных платежей". Как и у всех аналогичных мероприятий прошлых лет, результаты появились сразу, но на общую ситуацию в стране такие акции не влияют — растут и количество дел о взыскании, и количество должников, и количество разводов. В одной только Псковской области исполнительных производств о взыскании алиментных платежей к маю 2011 года набралось 7,5 тысячи.
Согласно статистике, типичный российский взыскатель алиментов, требующий от приставов жестких мер по отношению к должнику, — мама-одиночка, уставшая от попыток договориться с бывшим мужем по-человечески. А ведь средний размер алиментов — 1600 рублей, в отдельных регионах — менее 500 рублей. Представьте, как живет "неполная семья", то есть женщина с маленьким ребенком, если и столь мизерная сумма ей важна.
Задолго до того, как судебные приставы начинают проводить аресты имущества, запрещать техосмотры и ограничивать выезд из РФ, та самая типичная "взыскательница", назовем ее Марией Ивановой, успевает набегаться за отцом ребенка вдоволь. Помимо банального сброса звонков, уклонения от личных встреч и даже смены места жительства мужчины научились проявлять фантазию.
Известны случаи, когда при попытках попросить помогать детям материально бывшие мужья вдруг "прозревали", что не являются биологическими отцами и требовали веских доказательств своей причастности к зачатию.
Один горе-отец периодически приносил сыну глазированные сырки, поэтому считал себя свободным от прочих обязанностей, — только суд заставил его изменить жизненную позицию. Другой предполагал, что если он звонит поздравить ребенка с днем рождения по мобильному телефону, то может вычесть потраченное на связь из ежемесячных выплат.
Во время судебных слушаний оскорбленные разговорами о финансовых тонкостях мужчины совершенно серьезно сообщают, что имеют веские причины уклоняться от алиментов. Например, Мария Иванова покупает на выданные ими деньги продукты, готовит, но ест и сама, а не только кормит ребенка. Или бывшая жена пытается устроить личную жизнь, вот пусть новый мужик ей и платит.
Устав от унижений, Мария Иванова все еще стесняется ходить по инстанциям и повторять грустную историю своего развода и дальнейшего выживания с ребенком на руках. Она соблазняется рекламой юридических центров и консультаций, заманивающих красивыми слоганами типа: "Мы поможем взыскать алименты даже с самого злостного неплательщика", - но услуги адвокатов маме-одиночке не по карману. И тогда Мария Иванова находит в интернете сообщество самостоятельных мам, сообщество "Алименты" или аналогичное сообщество тех, кто борется с бывшими мужьями.
Она покупает брошюру "Если вам нужно взыскать алименты", изданную Институтом социальной и гендерной политики, и относит судебным приставам фотографии ребенка, чтобы их разместили в общественных местах и воззвали к совести должника. Мария Иванова поддерживает все региональные и федеральные инициативы, ставит подписи под проектами и помогает расклеивать на остановках и "досках позора" у подъездов листовки с данными алиментщиков. Возможно, она осмелеет настолько, что выйдет на главную площадь своего города с плакатом "Я говорю "нет" тем, кто забыл о своих детях".
Тем, кто вышел с плакатом на площадь города Ставрополя в октябре 2010 года, удалось за первые же два часа акции собрать более 100 подписей жителей города. И эта акция, и аналогичные, проводящиеся ежегодно к международному дню семьи, дню защиты ребенка, первому сентября, новому году, началу лета, — призваны привлечь внимание общественности к проблеме неуплаты алиментов.
Кто именно из представителей общественности еще не знает о сложностях с получением алиментов, не ясно. По официальным данным, год от года количество тех, кто должен платить, но не платит, растет — три года назад оно перевалило за 50 процентов. Судебные приставы изобретают все новые и новые способы борьбы со злостными должниками: сотрудничество с церковью и проповеди, система "Дорожный пристав", отслеживающая номера машин и передающая данные в ГАИ, эксперимент по призыву алиментщиков на военные сборы. Ведутся разговоры о заимствовании международной практики: невыдавать "уклонистам" новые паспорта, изымать водительские права и лицензии на охоту, препятствовать покупке мебели и техники.
В среде детских омбудсменов России обсуждаются способы помощи детям отцов-"кукушек", например, создание государственного алиментного фонда. Но основной акцент делается на некой "перестройке общественного сознания", предполагающей превратить должников в персон нон-грата, главных внутренних врагов добропорядочных граждан.
Последнюю идею явно следует реализовать как можно быстрее, пока количество "уклонистов" и "сочувствующих" не перевесило количество "добропорядочных граждан". Точечными акциями в такой глобальной задаче не справиться — это понимают и представители законодательной власти. В Государственную думу поступил на рассмотрение целый ряд законопроектов, призванных улучшить ситуацию с алиментами, начиная от попытки установить обязательный минимальный размер выплат и заканчивая яркой инициативой обязать отца ребенка оплачивать бывшей супруге аренду жилья и даже ипотеку. Причем авторы последней идеи уверяют, что дополнительное финансовое бремя, возложенное формально на любого из супругов, а реально практически всегда на сильную половину человечества, решит и жилищную проблему в стране тоже.
Читайте также: Охота на отца: приставы становятся операми
Не исключено, что с помощью подобных инициатив удастся избавиться от целого ряда проблем разом. Например, резко сократится количество разводов, а заодно и браков, ведь сразу после введения закона о покупке или аренде бывшей жене жилья, мужчин не удастся приводить в ЗАГС даже под дулом пистолета. И дальше мы следом за рядом стран разберемся с "фактическими браками", которые пока в России не уравнены в материальных правах и обязанностях с зарегистрированными, — будет повод добавить в такие союзы серьезности. Вероятно, обострится и без того больная тема с рождаемостью, но если взяться и за этот вопрос с тем же законодательным энтузиазмом, то можно опять обязать и запретить.
Между тем, в стране есть и благополучные, с точки зрения уплаты алиментов, регионы. В акциях по борьбе с неплательщиками практически не принимают участия Чеченская Республика и Ингушетия — там не так много "уклонистов", чтобы имело смысл тратить деньги на листовки и рекламные ролики. Это принято объяснять национальным менталитетом, традициями, сильной духовностью и религиозностью. Регулярно высказывается мнение, что всем мужчинам в плане отцовства стоит брать пример с мусульман, которые обязаны после развода содержать сына до половой зрелости, а дочь до брака, оплачивать жене уход за малышами или няню и даже предоставлять жилье, если у матери нет своего. В Шариате прописано буквально все вплоть до отдельной платы матери за грудное вскармливание. Восхищаются столь четким и ответственным подходом, как правило, женщины, при этом они зачастую не обращают внимания на одну важную деталь: по законам Шариата, ребенок принадлежит отцу. Именно этим и обеспечивается соблюдение полного спектра родительских обязанностей — наличием полного спектра родительских прав. Именно эту простую логичную вещь мы пока и не реализовали на практике в регионах, где для фотографий забытых отцами детей уже не хватает рекламных щитов.
А пока Мария Иванова борется за светлое будущее дочери и с первых лет жизни учит ее словом и примером, как "прижать к ногтю" сволочей-мужиков, пока растет и ширится клуб по борьбе с бывшими мужьями, появляются ответные движения. Общество одиноких отцов, Межрегиональный отцовский комитет, Мужское движение — все эти объединения единомышленников регистрируются, издают собственные брошюры и тоже планируют митинги. На плакатах они смогут написать девиз "Отцы России, объединяйтесь в борьбе за свои права!" и даже нарисовать уже разработанный логотип с рукой, крепко сжатой в кулак.
Они не хотят сдаваться и явно не покончат с собой, будучи не в силах выплатить долги по алиментам, как Павел К. из Республики Бурятия. Павел, кстати, задолжал всего за полгода — сумму в 50 тысяч рублей, и когда судебные приставы решили арестовать машину 97-го года выпуска, принял решение отравиться газом.
Читайте также статьи по теме:
Мат капиталу. Детские деньги пошли в обналичку
Госдума плодит неполные семьи
Путь к крепкой семье — исповедь
Алиментщиков ведут к Богу и в центр занятости
Демография: вымираем из-за кризиса брака
Читайте самое инетересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.