В стране упал уровень грамотности абитуриентов и выпускников вузов

"Двойка" по правописанию для будущего инженера

Уровень грамотности абитуриентов и выпускников вузов упал ниже плинтуса и бессильно взывает к совести недоучившихся учеников и школьных учителей, преподававших им родную словесность. С введением ЕГЭ стало ясно, что русский язык перестал быть приоритетным и для государства. Вопрос о ликвидации безграмотности встал во всем орфографическом уродстве.  Наиболее нетерпеливые реформаторы не так давно даже предлагали произвести над языком радикальную реформу — академически узаконив написание "на слух". Остановить их удалось только проявлением высшей политической воли.

Однако молодежь от этого грамотней писать и говорить не стала. С введением ЕГЭ стало понятно, что русский язык перестал быть приоритетным и для государства. И над страной нависло тягостное ощущение необходимости вторичной ликвидации безграмотности. Только в отличие от начала ХХ века в России не оказалось большевиков, способных заставить миллионы людей вернуться к литературным нормам. Но это вовсе не означает, что политиков чистота родной речи совершенно не интересует.

Российские законодатели предлагают всем поступающим в высшие и средние профессиональные заведения сдавать письменный и устный экзамены по русскому языку. Данное вступительное испытание, по мнению депутатов, должно дополнять тесты единого государственного экзамена вне зависимости от профиля учебного заведения или факультета, куда поступает выпускник.

Как отмечается в правовом обосновании к законопроекту, подготовленному фракцией ЛДПР в Госдуме, введение обязательного экзамена по русскому языку "позволит обеспечить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в российские образовательные учреждения и дать стране высококвалифицированных специалистов".

По мнению депутатов Государственной думы от ЛДПР, ЕГЭ показал свою неэффективность, а посему его надо либо основательно подкорректировать, или же вообще отменить, вернувшись к прежней системе выпускных экзаменов в школах и вступительных — в высших и средних специальных заведениях.

Читайте также: Жизнь без взятки — судьба на ветер

"Ведь, если в образовательное учреждение на основании результатов ЕГЭ все-таки сможет поступить человек с недостаточным знанием какого-либо предмета, он все-таки при определенном усердии может повысить свой образовательный уровень и стать хорошим специалистом. Однако низкий уровень знания русского языка не позволит такому учащемуся воспользоваться этой возможностью. Он не сможет в полной степени усваивать преподаваемый материал и полноценно готовиться к занятиям", — считают авторы данной законодательной инициативы.

В настоящее время вокруг единого государственного экзамена разгорается очередной серьезный скандал. По сути лишенными права на поступление в высшие учебные заведения оказались многие выпускники школ. Дело в том, что с выбором экзаменов для ЕГЭ они должны были определиться еще до 1 марта. А список предметов, которые необходимо будет сдавать при поступлении на ту или иную специальность, вступил в законную силу ровно два месяца спустя, что лишает абитуриентов возможности как следует подготовиться к сдаче ЕГЭ уже по другому предмету.

"Вузы Российской Федерации еще 1 февраля разместили на своих сайтах правила приема. Однако официальный список вступительных экзаменов, которые будут сдавать абитуриенты в этом году, был опубликован только в конце апреля из-за проволочек в Минюсте.

По сравнению с приемной кампанией 2010 года список направлений подготовки и экзаменов значительно изменился. Так, например, будущим политологам вместо профильного ЕГЭ по обществознанию (как было в 2010 году) нужно сдавать историю. Потенциальным специалистам сферы туризма историей заменили математику", — отмечается на официальном сайте Министерства науки и образования Российской Федерации.

В связи с этим руководитель данного ведомства потребовал у вузов вернуться к прежнему перечню предметов.

В соответствии с Порядком приема в высшие учебные заведения, утвержденным Минобрнауки РФ, тот или иной вуз может каждый год самостоятельно пересматривать предметы, по которым будут проводиться вступительные испытания, в соответствии с перечнем, утверждаемым профильным ведомством. Чем собственно многие вузы и воспользовались.

"Согласно вышеуказанному порядку, высшее учебное заведение объявляет на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте высшего учебного заведения перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки (специальности) не позднее 1 февраля. При этом министерство обращает внимание вузов на неукоснительное соблюдение данного требования", — говорится в заявлении Министерства науки и образования РФ, опубликованном на его сайте. При этом оговаривается, что исключение могут составить лишь новые специальности, по которым до 1 февраля этого года не был определен перечень вступительных испытаний.

Во времена СССР существовала четкая система вступительных испытаний, когда вузы сами определяли, какие необходимо предметы сдавать абитуриентам, а заодно и сами составляли экзаменационные задания. Их сложность определялась исключительно требованиями, предъявляемыми к потенциальному студенту в том или ином учебном заведении.

Есть разница в необходимом уровне знаний всех филологических премудростей для поступающих, к примеру, на технические специальности и на специальность "Русский язык и литература". Первые обязаны грамотно писать и четко выражать свои мысли. Вторые должны досконально, пусть и в пределах школьного курса, знать теорию. Выявить это, соответственно, могут сочинение, письменный и устный экзамен, но не тест. Русский язык, в вышеперечисленных формах, был обязателен для всех вузов. Так что-то, о чем идет речь в законопроекте, представленном на рассмотрение Государственной думы РФ фракцией ЛДПР, не несет ничего принципиально нового.

Выше уже говорилось, что вступительные испытания по специальности "Туризм" предполагали сдачу ЕГЭ по математике. Разумеется, данный школьный предмет необходим для каждого, но уровень математических познаний для абитуриентов, мечтающих в будущем посвятить себя туристическому бизнесу, и претендентов на поступление в технические вузы должен быть разный, а соответственно, должны быть и разные по сложности задания вступительных испытаний. И здесь не министерство должно решать, какой багаж знаний должен быть по тому или иному предмету, а исключительно само учебное заведение, чтобы не отчислять затем студента уже с первого курса.

Между тем, прошлогодняя приемная кампания показала, что уровень знаний у студентов, с успехом прошедших вступительные испытания по системе ЕГЭ, крайне низок. Со многими из них вузам пришлось расстаться… Это к вопросам о коррупции, о субъективизме экзаменационной системы и о прочих негативных факторах, на которые ссылались сторонники новой системы вступительных испытаний. Как показал опыт применения ЕГЭ, эта система отнюдь не является коррупционно непробиваемой, как это пытались представить.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить