Историй с дележкой детей между разведенными родителями набралось уже столько, что законодатели стали задумываться, как бы этот вопрос отрегулировать. Регуляция, правда, происходит все больше на западный манер, который к нашим реалиям, увы, неприменим. И вот опять: Госдума решила присоединиться к конвенции, которая может обойтись нам очень дорого.
Когда железный занавес рухнул, многие наши сограждане решили искать счастье, в том числе личное, в цивилизованной Европе. Несмотря на огромное количество историй о золушках, которые не смогли ужиться с западным принцем и остались без жилья, работы денег и даже детей, россиянки с упорством ищут счастья в Шенгенской зоне.
Российские власти, похоже, тоже никак не могут принять относительно новую реальность, а значит, не в состоянии защитить своих гражданок, которые оказались в "неприятной" ситуации. Ирина Беленькая, Римма Салонен, Наталья Захарова, Ирина Бергсет — женщины, которые стали жертвами то ли собственной наивности, то ли несостоятельности родного государства в вопросе межполовых интернациональных отношений.
В последнее время, правда, власти пытаются навести хоть какой-то порядок в столь тонкой сфере, но совсем не ясно, станет ли от этого лучше или хуже. На днях Госдума приняла закон о присоединении к конвенции "О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".
Объясняется это тем, что к конвенции, которая была заключена в Гааге в 1980 году, присоединились 82 государства, среди которых лишь немногие имеют двусторонние договоры с Россией о взаимной правовой помощи по гражданским делам.
По словам председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, теперь отстаивать своих детей россиянкам будет проще, поскольку конвенция обязывает все страны, присоединившиеся к ней, найти местонахождение ребенка и обеспечить его возвращение на территорию РФ.
Правда, у столь прекрасного документа есть много "но". Например, в одной из статей говорится, что если в стране, откуда привезли ребенка и куда должен вернуться, его "социальное положение" будет ниже, чем в стране родителя-похитителя, то незачем дитя возвращать. Стоит ли говорить, что, исходя из этого пункта, россиянкам вряд ли удастся отвоевать своего отпрыска у отца-француза, итальянца или финна. Есть и еще несколько весьма сомнительных для нас пунктов: ребенка могут не вернуть, если "будет доказано, что он адаптировался к новой среде", возвращение "причинит ему психологический вред или поставит в невыносимые условия". Некоторых депутатов очень взволновала статья о том, что отказ вернуть ребенка может быть основан на том, что это самое возвращение противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающихся прав и свобод человека".
Член Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина в интервью "Правде.Ру" сказала, что эти три статьи должны были стать "стоп-сигналом". Однако депутатов столь опасные для России формулировки не смутили. Более того, единственные оговорки, которые сделали законодатели, касались материальных расходов. То есть если вам так хочется вернуть из-за границы своего ребенка, то раскошеливаться на адвокатов государство не будет. Все своими силами.
В общем, у адвокатов сторон-похитителей самые широкие возможности, чтобы вполне законно ребенка россиянину или россиянке не возвращать. Однако Госдума, по всей видимости, считает совсем иначе. Возможно, депутаты хотят наставить сограждан "на путь истинный", отбив у них охоту искать счастья на стороне и заставив приглядеться к своим соотечественникам?
Читайте также: В сексуальном рабстве у собственного отца
Впрочем, конвенция коснется не только детей разведенных родителей, но и тех, у кого мамы и папы нет. По словам Останиной, конвенция - прекрасное подспорье для криминальных структур, торгующих детьми, и фирм-посредников для усыновителей-иностранцев. Вывезли детдомовца за границу — и все, обратно его не вернешь. А все благодаря уже упомянутым статьям.
Не лишним здесь будет вспомнить и поправки в Семейный кодекс, за которые совсем недавно ратовала уже упомянутая Елена Мизулина.
Как писала "Правда.Ру", в феврале 2011 года были приняты поправки, которые разрешают суду на предварительных слушаниях, до вынесения вердикта, решить, где будет жить ребенок, пока его родители выясняют отношения. Временное место жительства будет определяться на основании выводов органов опеки.
Если же родитель, которому повезло проживать вместе с "предметом спора", будет мешать общению отпрыска с проигравшим родственником или, что еще хуже, увезет дитя без согласования, то ему грозит штраф до трех тысяч рублей.
Правда, этот пункт во втором чтении решили изменить, посчитав наказание слишком мягким. Если поправки пройдут, то за те же самые проступки отец или мать могут сесть за решетку на целых десять лет.
По словам Останиной, толковать "воспрепятствование общению одного из родителей, а также незаконное перемещение ребенка или его похищение" можно очень широко, что на руку людям недобросовестным. Член комитета по вопросам семьи, женщин и детей считает, что эти поправки по сути своей есть переписывание западного законодательства, которое с нашей реальностью не слишком коррелируется и чревато неприятными последствиями.
Например, не понятно, будет ли виновата мать ребенка, которая получила право его воспитывать, если не пустит посреди ночи пьяного отца, неожиданно захотевшего пообщаться с чадом? Мизулина попыталась разъяснить этот тонкий момент, но вышло как-то не очень убедительно: "Если отец приходит пьяный, мать может не допустить отца к ребенку. Но ей надо быть готовой к тому, что она должна будет доказать, что он действительно приходил пьяный и она отказала во встрече, потому что это противоречило интересам ребенка". Что за доказательства должна представить женщина — вопрос открытый. И потом получается, что оправдываться всегда должен тот, кто на самом деле или якобы не пустил второго родителя. А это, как вы понимаете, дает гигантский простор для различного рода манипуляций и шантажа.
Останина говорит, что теперь эти поправки будет сложно не принять, так как у людей, которые их активно проталкивают, есть весомый аргумент в виде конвенции. Чем это все грозит — написано выше.
Но, видимо, Елену Мизулину такие тонкости мало беспокоят. Главное - принять законы пожестче, и пусть родители бьются за ребенка как за ценный приз, который достанется тому, кто сильнее, хитрее и богаче. В конце концов, зачем малышу расти со слабым и бедным родителем?
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.