Жизнь под колпаком - расплата за цивилизацию

ВИЧ-инфицированный житель Москвы на днях сделал неприятное открытие: оказалось, что базу ГУВД, где помимо прочих личных данных указан и диагноз москвича, можно спокойно купить на столичном рынке. Мужчина подал в суд. Но решит ли это проблему, или нам всем стоит забыть о конфиденциальности частной жизни и защите личных данных?

Некоторое время назад москвич с положительным ВИЧ-диагнозом узнал, что информация о его заболевании содержится в Зональном информационном центре ГУВД Москвы. Все бы ничего, если бы база ЗИЦ не продавалась на Савеловском рынке Москвы.

"Технические возможности свободно купленной за 1,5 тысячи рублей на рынке базы данных Зонального информационного центра ГУВД Москвы позволяют искать информацию по определенным категориям, — цитирует "Открытое информагентство" юриста Ильнура Шарапова. — Например, вводишь в поисковую строку слова "ВИЧ" и "СПИД" и получаешь список из трехсот листов с указанием ФИО, национальности, места проживания, фактов задержания правоохранительными органами и судимостей москвичей".

Тот факт, что любой желающий, заплатив полторы тысячи рублей может узнать информацию, которой направо и налево не разбрасываются, очень не понравилась москвичу, и он написал заявление в правоохранительные органы.

Мужчина потребовал возбудить уголовное дело против сотрудников полиции, которые отвечают за сохранность баз данных Зонального информационного центра. "Мы считаем, что база данных могла попасть на рынок только от сотрудников полиции. В данном факте есть признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 ("Использование должностных полномочий с целью получения какой-либо выгоды") и статьей 137 ("Нарушение неприкосновенности частной жизни")", — сказал Шарапов.

Чем закончится история, пока судить сложно, однако она в очередной раз подняла проблему защиты личных данных россиян. Ни для кого не секрет, что купить базу, например, абонентов оператора "большой тройки" можно на любом рынке. Причем базы, что пользователей сотовых сетей, что автолюбителей обновляются ежегодно и оперативно поступают на прилавки. Страхуем ли мы машину, обращаемся ли в банк или больницу — везде приходится оставлять свои данные, которые заносятся в базу компании, а потом, как выясняется, продаются всем, кто пожелает.

Но ни одни страховщики и банки грешны. Буквально на днях выяснилось, что под колпаком находятся и пользователи IPhone и IPad. Эксперты установили, что эти устройства, снабженные модулем связи 3G, не сообщая пользователю, фиксируют его координаты в каждый конкретный момент времени. Как отмечают исследователи, не заявленная официально функция впервые появилась в операционной системе iOS 4, выпущенной в июне 2010 года.

Как отмечают "Вести", данные о перемещениях владельцев гаджетов хранятся в специальном файле, который не отображается на устройствах, а также копируются на компьютеры при синхронизации iPhone или iPad с помощью программы iTunes.

В четверг "Яндекс" рассказал о своем новом инструменте, который позволит отслеживать любые действия пользователей сайта. Услуга доступна для рекламодателей поисковика и позволяет "увидеть все действия пользователя на сайте, как если бы он смотрел в его монитор".

С помощью программы можно записывать и воспроизводить в формате видео действия посетителя — движения мыши, прокрутку страниц, клики, выделение и копирование текста.

Помимо видеозаписи действий на сайте, инструмент показывает, откуда пришел каждый человек, по какому поисковому запросу, какой у него браузер.

Слежка в интернете, в общем-то, не новость, но технологии в этой области на месте не стоят. Издание The Wall Street Journal некоторое время назад проводило расследование на тему слежки в интернете и пришло к выводу, что фактически все мы находимся под неспящим оком Большого брата. Хитроумные программы могут мгновенно анализировать информацию и определять пол, возраст, социальный статус, интересы пользователя, его доходы и даже наличие медицинской страховки. Такого "шпиона" нелегко удалить со своего компьютера, даже если его удалось обнаружить. Кроме того, газета нашла больше сотни посредников, которые занимаются тем, что отслеживают данные пользователей, а затем продают информацию заинтересованным компаниям.

Понятно, что информация в подавляющем большинстве случаев собирается с одной единственной целью — продать нам товар или услугу, учитывая наши интересы или возможности. Однако от мысли о постоянной слежке все равно как-то не по себе.

Учитывая всю эту информацию, с одной стороны, невольно задумываешься, может, правы были россияне, которые не так давно бунтовали против единых соцкарт, опасаясь, что их персональные данные попадут не в те руки, а с другой, понимаешь, что соцкарты — это капля в море. Тем, кто не желает быть постоянным объектом слежки и попадать в различные базы, остается только уехать в глухую тайгу и жить без контакта с внешним миром. В противном случае наблюдения избежать не удастся.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить