Почему русские мало улыбаются?

Сколько стоит русская улыбка

В России ничтожна социальная роль вежливости, а неприветливый сервис — одно из проявлений этого общественного недуга. Самыми неулыбчивыми считаются москвичи: по данным ROMIR Monitoring, 88 процентов россиян обвиняют москвичей в невоспитанности и хамстве. Из-за грубости и равнодушия низшего и среднего персонала страдают не только потребители, но и компании, которые терпят убытки.

В русском языке есть уникальная поговорка, отсутствующая в других языках: "Смех без причины — признак дурачины". Логику этой поговорки люди с западным мышлением не могут понять. Один немецкий преподаватель, которому объяснили смысл этой поговорки ("Если человек без причины смеется, у него не все в порядке с головой"), никак не мог понять и все спрашивал: "А почему это из этого следует?"

Продавщица одного из воронежских магазинов попала в психиатрическую лечебницу из-за того, что ей все время улыбался директор. "Наверное, у меня недостача", — постоянно терзалась сомнениями продавщица и повредилась рассудком. Этот случай описан в исследовании "Улыбка в русском коммуникативном поведении" профессора Воронежского государственного технического университета Иосифа Стернина.

Если девизом американского стиля жизни можно считать "Keep Smiling" ("Держи улыбку"), то в России это — "А с чего улыбаться-то?". Мы долгое время считали улыбки американцев лицемерными, они нас — угрюмыми и злыми.

Специалисты давно пришли к выводу: разница в улыбках — это разница культур. Мы не улыбаемся, они улыбаются. "Это не хорошо и не плохо, это так, — говорит Иосиф Стернин. — Главное — понимать это, когда общаешься друг с другом".

Читайте также: Самый вежливый день в году

Почему русские мало улыбаются? Этот вопрос мы слышим теперь не только от иностранных коллег, но все чаще сталкиваемся с этим явлением и сами.

Особенно это заметно в сфере услуг.

Ты приходишь в универсам, делаешь покупки и практически никогда не сталкиваешься на кассе с приветливой улыбкой обслуживающей тебя девушки или женщины, которые больше напоминают оживших роботов, механически сканирующих шрих-коды на товарных упаковках. Понимаешь, что они задерганы и измотаны, что позади тебя выстроилась столь же задерганная, измотанная бытовыми проблемами очередь столь же неулыбчивых людей, и неожиданно осознаешь, что начни ты сейчас улыбаться, окружающие могут воспринять это как издевку над ними.

Фото: AP

Исследование, которое провела компания ROMIR Monitoring, выявило, что в России ничтожна социальная роль вежливости, а неприветливый сервис — одно из проявлений этого общественного недуга.

Самыми неулыбчивыми считаются москвичи: по данным ROMIR Monitoring, 88 процентов россиян обвиняют москвичей в невоспитанности и хамстве. Из-за грубости и равнодушия низшего и среднего персонала страдают не только потребители, но и компании, которые терпят убытки.

Улыбка в сфере сервиса на Западе (и на Востоке) выполняет функцию демонстрации вежливости. Китайская поговорка: "Кто не может улыбаться, тот не сможет открыть лавку". В Японии девушки у входа на эскалатор в больших универмагах улыбаются и кланяются каждому покупателю, ступающему на эскалатор, — 2500 улыбок и поклонов в день.

Улыбка по непонятной причине нас настораживает. Поэтому у нас принято считать, что постоянно улыбаются люди не очень здоровые: как, например, девочка из анекдота, которой на голову кирпич упал.

Американка Аннетт Лофтус, которая впервые приехала в Советский Союз в 1991 году, по собственному признанию, по возвращению в США испытала культурный шок, когда увидела улыбающихся соотечественников. "Я тут же соскучилась по неулыбчивому городу Ленинграду", — признается она.

Можно себе представить, как эта улыбчивость поражала, да и продолжает поражать, наших соотечественников, которые оказываются, к примеру, в Таиланде.

"Таконипотомуиназываются"странойтысячи улыбок", — объясняет продвинутый российский турист своей неулыбчивой подруге, которая, возможно, как раз и трудится на ниве нашего неулыбчивого сервиса.

Между тем, улыбка вежливости в некоторых культурах имеет смысл для предохранения собеседника от огорчения в связи с восприятием рассказываемого. Так, Илья Эренбург в своих воспоминаниях рассказывает о китайце, который с улыбкой сообщил ему о смерти своей жены. Но эта вежливая улыбка, как пишет Эренбург, означала: "Вы не должны огорчаться, это мое горе".

"Бытовая неулыбчивость — одна из ярких черт русского человека", — считает профессор Иосиф Стернин. У нас улыбка не является сигналом вежливости, у нас не принято улыбаться незнакомым людям, и мы не отвечаем автоматически улыбкой на улыбку.

Парадокс в том, что мы улыбаемся меньше по причине… нашей открытости. Оказывается, наша серьезность — это привычка не скрывать своих чувств и настроения. А поскольку исторически сложилось, что настроение у нас чаще всего плохое, то и скрывать мы этого не намерены. Так что озабоченность закрепилась у нас на лице как "нормативная бытовая мимика русского человека", считают специалисты.

Фото: AP

Русские писатели не раз обращали внимание на отличие русской и американской улыбки, характеризуя американскую улыбку как странную для русского человека и искусственную. Сатирик Михаил Задорнов называл американскую улыбку хронической, а Михаил Жванецкий писал, что американцы улыбаются, как будто включены в сеть. Максим Горький писал, что у американцев на лице, прежде всего, видишь зубы.

Справедливости ради, следует заметить, что американцы тоже не всегда улыбались.

Декан факультета иностранных языков МГУ Светлана Тер-Минасова обратила внимание, что Рузвельт первым из американских президентов начал улыбаться на всех официальных фотосъемках. Его предшественники позировали фотографу точно в таком же скованном состоянии, как и наши руководители. Формальная улыбка — в западных культурах вид приветствия незнакомым людям. Автоматизм такой улыбки на Западе настолько велик, что Хиллари Клинтон улыбалась фотографам даже на траурной церемонии похорон принцессы Дианы.

Кстати, успех Михаила Горбачева на Западе во многом объясняют тем, что он был первым советским лидером, который улыбался, а значит, был открыт к общению и не опасен.

Одно из первых, чему сегодня учат молодых российских менеджеров на деловых тренингах, — умение улыбаться.

"Этикетная улыбка тоже очень важна, — считает директор по развитию, бизнес-консультант школы менеджеров "Арсенал" Елена Виль-Вильямс. — Так человек посылает сигнал, что готов общаться. Вот это самое "держать улыбку" — это забота не только о том, как ты выглядишь, но и сигнал поддержки окружения. Держать улыбку — значит делать вклад в общую коммуникацию, в поддержку того человека, с которым общаешься".

Однако чаще всего призыв Дейла Карнеги "Улыбайтесь!" приводит в русской аудитории к реплике: "Чему улыбаться-то? Денег не платят, вокруг одни проблемы, а вы — улыбайтесь".

Обращает на себя внимание употребление местоимения ЧЕМУ: русское сознание не воспринимает улыбку, как адресованную КОМУ-ТО, как бы не видит в ней коммуникативного смысла.

А пора бы перефразировать афоризм "Ничто не дается нам так дешево и одновременно не стоит так дорого, как вежливость!", заменив в нем слово "вежливость" на "улыбку".

Но у нас в ходу по-прежнему популярнее пословицы из словаря Владимира Даля: "Смех без причины — признак дурачины"; "Шути, да оглядывайся"; "Чему посмеешься, тому поработаешь" и, наконец, "Хорошо смеется тот, кто смеется последним!".

А вот последними мы быть не любим. Никогда!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить