Отправиться за решетку на десять лет за любовь к ребенку? В нашей стране возможно все. В Госдуме готовятся поправки в Семейный и Уголовный кодексы, которые грозят разведенным супругам и их детям массой проблем. Законопроект, отличающийся большим простором для шантажа и взяток, вызвал волну осуждения и возмущений. Но остановит ли это народных избранников?
На днях председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина поведала, что в весеннюю сессию депутаты планируют во втором чтении принять поправки в Семейный кодекс. "Мы планируем ввести уголовную ответственность и наказание до десяти лет лишения свободы, когда один из родителей похищает ребенка и вывозит за пределы России, когда такое совершается группой по предварительному сговору, когда применяется насилие и шантаж", — сказала Мизулина.
По мнению депутата, поправки помогут прекратить так называемые "родительские войны", когда после развода супруги не могут поделить своих отпрысков и решают проблему, увозя ребенка или детей далеко и надолго. Чтобы понять, о чем идет речь, можно вспомнить скандалы с Кристиной Орбакайте и Русланом Байсаровым, четой Слуцкер, Виктором Батуриным и Яной Рудковской.
Еще в феврале были приняты поправки, которые разрешают суду на предварительных слушаниях, до вынесения вердикта, решить, где будет жить ребенок, пока его родители выясняют отношения. Временное место жительства будет определяться на основании выводов органов опеки.
Читайте также: Материнский капитал не по адресу
"Действительно, рассмотрение судами споров родителей о детях иногда длится годами. При этом каждый из родителей считает себя вправе воспитывать ребенка, общаться с ним, исполнять другие родительские обязанности. Однако в ситуации острого конфликта родителей нередки случаи, когда один из них намеренно скрывает от другого местонахождение ребенка, препятствует общению с ним второго родителя, других близких родственников и так далее. Все это наносит непоправимый вред психике и здоровью ребенка", — отметил глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.
Если же родитель, которому повезло проживать вместе с "предметом спора", будет мешать общению отпрыска с проигравшим родственником или, что еще хуже, увезет дитя без согласования, то ему грозит штраф до трех тысяч рублей.
Правда, этот пункт во втором чтении решили изменить, посчитав наказание слишком мягким. Если поправки пройдут, то за те же самые проступки отец или мать могут сесть за решетку на целых десять лет.
Кроме того, законотворцы посчитали, что десятилетний ребенок слишком мал, чтобы решать, кого он больше любит — маму или папу. На этот вопрос, по мнению народных избранников, можно отвечать, только получив паспорт, то есть в 14 лет.
И несмотря на все это, первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявляет, что "таким образом закон стремится обеспечить оптимальный образ жизни ребенка даже в сложных условиях разногласий его родителей".
Мизулина же высказала мнение, что "очень большое количество граждан сегодня страдают от внутрисемейных конфликтов и споров и закон в этом не помогает". Правда, помощь депутата оценили далеко не все. Уж слишком размыты формулировки у поправок. Даже соратница Мизулиной по комитету депутат от КПРФ Нина Останина заявила "Правде.Ру", что она против уголовного наказания за "похищение". По словам Останиной, толковать "воспрепятствование общению одного из родителей, а также незаконное перемещение ребенка или его похищение" можно очень широко, что на руку людям недобросовестным. Член комитета по вопросам семьи, женщин и детей считает, что эти поправки — по сути своей, переписывание западного законодательства, которое с нашей реальностью не слишком коррелируется и чревато неприятными последствиями.
Например, не понятно, будет ли виновата мать ребенка, которая получила право его воспитывать, если не пустит посреди ночи пьяного отца, неожиданно захотевшего пообщаться с чадом? Мизулина попыталась разъяснить этот тонкий момент, но вышло как-то не очень убедительно: "Если отец приходит пьяный, мать может не допустить отца к ребенку. Но ей надо быть готовой к тому, что она должна будет доказать, что он действительно приходил пьяный и она отказала во встрече, потому что она противоречила интересам ребенка". Что за доказательства должна представить женщина — вопрос открытый. И потом, получается, что оправдываться всегда должен тот, кто на самом деле или якобы не пустил второго родителя. А это, как вы понимаете, дает гигантский простор для различного рода манипуляций и шантажа.
Читайте также: Мать убила своих детей, чтобы не отдавать их отцу
Формулировка "незаконное перемещение и похищение" тоже полна загадок и тайн. Родитель взял ребенка в отпуск без письменного разрешения экс-супруга (или супруги)? Под суд! Бабушка с дедушкой увезли внука на дачу? Организованная группа похитила несчастное дитя по предварительному сговору.
В общем, не особо совестливые бывшие мужья или жены благодаря законопроекту могут неплохо обогатиться за счет второго родителя. Главное, истории поинтереснее придумывать.
Но родители — это одно дело, а дети — совсем другое. Мало того, что ребенку, из-за которого и идет судебный спор, не разрешают самому выбрать, с кем жить, так еще и маму или папу могут отправить в тюрьму на долгие-долгие годы. Скажет ли потом малыш спасибо законотворцам, которые так чудесно о нем позаботились? Сомнительно.
Многочисленные противники поправок говорят, что идея Мизулиной — новая попытка аккуратно продвинуть ювенальную юстицию, которую у нас в стране не раскритиковал только ленивый. Впрочем, сама депутат категорически не согласна с таким мнением. "Ювенальная юстиция — это суд над родителями в целях отобрания ребенка", — говорит она, а предложенный законопроект нечто иное.
Мамы и папы, которые, казалось бы, должны быть благодарны, что депутаты придумали, как решить возможные споры, против Мизулиной ополчились и даже открыли специальный сайт, где призывают массово выступить против поправок.
"Мы полны решимости не допустить введения варварских уголовных сроков за то, что пытаемся обеспечить своим детям достойную жизнь. Десять лет по российским законам дают за преступления, которые квалифицируются как "тяжкие". Больше — лишь за убийства и терроризм. Мы не преступники. Мы просто любим своих детей. Наша любовь — не тяжкое преступление. Поддержите нас сегодня, и завтра мы сохраним наши семьи и наши права! Отцы, сохраните свое право не быть "прочерком" в свидетельстве о рождении! Матери не место за решеткой!" — утверждают разгневанные родители.
Однако Елена Мизулина, видимо, считает иначе.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.