16 марта, в день рождения русского физика и электротехника Александра Степановича Попова, одного из изобретателей радио, у "Правды.Ру" в гостях побывал директор объединения "Радиозавод им. А.С. Попова" в городе Омске Иван Поляков. В своем интервью он рассказал о современном состоянии российской оборонной промышленности.
— Вернемся к тем временам, когда все только начиналось. Ведь ваше предприятие в некотором роде уникально. Насколько мне известно, у вас были очень интересные заказы — например, вы оборудовали самолет президента спецсвязью. Это действительно так?
— Мы никогда не скрывали, что радиозавод им. А. С. Попова является предприятием оборонно-промышленного комплекса, и приоритетной задачей для нас является создание и предложение нашим заказчикам сверхсовременных продуктов в области телекоммуникаций и систем управления, в том числе — систем гарантированного управления.
Конечно, военную тайну я вам раскрывать не буду. Но могу рассказать о том, что наше предприятие — активный участник переоснащения российской армии современными средствами связи и управления и современными цифровыми средствами. Это задача, которую сформулировал перед всем ведомством президент Российской Федерации. И наше предприятие является не только активным участником, но в некоторых областях даже пионером своего дела: в интересах вооруженных сил мы создаем, разрабатываем и поставляем на самом деле очень современную технику, которая по всем своим характеристикам превосходит известные нам зарубежные аналоги.
Могу с уверенностью сказать вам, поскольку именно этим занимаюсь: цифровая техника связи производства Радиозавода им. А. С. Попова, сегодня поставляемая вооруженным силам, по всем принципиальным характеристикам превосходит аналоги, используемые армией Соединенных Штатов Америки, армиями Италии, Франции и вообще блока НАТО.
Мы гордимся этим, потому что наши решения и их использование предоставляет главную возможность, они гарантируют работоспособность инфраструктуры связи и управления в любых условиях.
— Скажите: вы закупаете какие-то технологии или вы разрабатываете их сами? Вот сидят ваши инженеры, ваши конструкторы, которые пережили тяжелые времена: ведь был период, когда вообще ничего не работало, и науки не было, в том числе -науки военной. Сохранились ли сейчас какие-то разработки?
— Сейчас в составе нашего производственного объединения действует серьезное подразделение — Центр научных исследований и опытно-конструкторских работ. Он создан относительно недавно, в прошлом году. И, собственно говоря, является для нас таким центром прикладной науки. Все приборы, которые мы производим и предлагаем, созданы как специалистами нашего предприятия, так и специалистами целого ряда российских компаний, которые обладают ключевыми компетенциями в тех или иных узких областях специальных знаний. Могу сказать, что в процессе создания новейших образцов вооружения и техники связи в настоящий момент времени задействованы порядка пятидесяти организаций-партнеров, деятельность которых координируем, контролируем и направляем мы. Это организации, находящиеся прежде всего в Российской Федерации, ну, и некоторые из них расположены на территории наших ближайших соседей, стран СНГ.
— Скажите, а ваши разработки проходят какую-то экспертизу?
— Обязательно. Существуют системы государственных стандартов, которых мы жестко придерживаемся.
— А как быть в случае, когда вы производите что-то принципиально новое?
— Здесь помогает система очень жестких и серьезных испытаний. Более того, мы намерены поднять вопрос о необходимости практического внедрения системы государственных сравнительных испытаний. Новейшие образцы техники — неважно, где они произведены — должны тестироваться в условиях, максимально приближенных к реальным: в боевых, в условиях проведения масштабных учений. По результатам этих испытаний получались бы объективные данные, позволяющие руководству министерства обороны сравнивать образцы и принимать решения о приобретении тех или иных видов военной техники.
— Как я понимаю, отечественный автопром проиграл конкурентную борьбу. Трудно поспорить, что разница между "Ладой" и "Тойотой" непреодолима совершенно.
— Однако почему-то никто не обращает внимание на то, что команда КамАЗа много лет подряд выигрывает ралли Дакар.
— Но КамАЗ не ездит по улицам Москвы в пробках, хотя это была бы оригинальная идея.
— КамАЗы не ездят по улицам Москвы, но автомобильная техника марки КамАЗ очень активно используется силовыми структурами Российской Федерации. Основные производители грузовой техники — это и Минский завод и уральские предриятия. И альтернатив их продукции не так уж много.
— Мы всегда хорошо делали все военное и космическое. В автопроме же происходит соревнование, конкуренция, и тут у нас беда. Особенно в ситуации, когда министерство обороны должно выбирать между нашим отечественным заводом и какими-то зарубежными производителями. При том, что наша продукция не хуже, а во многом — лучше, здесь должен присутствовать важный фактор поддержки отечественного производителя.
— Якак раз являюсь сторонником прямой открытой конкуренции. Те эффективные и высокотехнологичные российские компании, которые выжили в сложных условиях предшествующих периодов, продолжают работать, в том числе и на мировом рынке. Они должны находиться хотя бы в равных условиях на своем внутреннем рынке по отношению к другим компаниям и транснациональным игрокам. К огромному сожалению, чаще всего российские компании оказываются неконкурентоспособными по сравнению с транснациональными корпорациями по такому "главному параметру", как размер выдаваемых взяток.
Это очень плохо, с одной стороны. С другой стороны, это очень хорошо, потому что наши компании, и тому много-много примеров, несопоставимо более честно работают, в том числе и на мировом рынке.
Давайте же создадим равные условия по всем параметрам или будем хотя бы к этому стремиться.
— Иван Викторович, давайте поговорим о еще одной сфере, тоже очень значимой: вы являетесь членом экспертного совета при председателе Совета Федерации по культурной политике. Я знаю, что за многие годы вы участвовали, организовывали, помогали, поддерживали много реально интересных гуманитарных проектов. Например, в Омске есть "стоянка древнего человека"?
— Стоянка Омска. Памятник археологического наследия. Дело в том что памятник археологического наследия станка Омская расположена на территории объекта принадлежащего нашего предприятию. В прошлом году мы взяли на себя обязательства охраны этого памятника и писали соответствующие соглашения с министерством культуры РФ.
Раскопки, до того момента когда мы взяли на себя соответствующий обязательства. Раскопки производились на этом археологическом объекте дважды 1927г., 1982г. И третий раз к этой работе преступили уже мы радио завод Попова. Вообще эту работу ведет известный археолог, историк господин Конников, который собственно говоря является крупным специалистам по археологии и по данному памятнику в частности.
— Каким образом вы участвуете в гуманитарных проектах: вы их организуете, даете специалистов, участвуете в финансировании?…
— Всегда по-разному. Поскольку мы не фонд, как правило финансированием тех или иных проектов мы не занимаемся, однако организационные и все мыслимые формы помощи и содействия предлагаем.
— На самом деле это очень важно. Хотя наши читатели могут задуматься: а зачем вам это нужно? У вас есть ваше предприятие, заказы, рабочие, план… Казалось бы, этим и надо заниматься руководителю.
— Мы мечтаем о том, чтобы в Росси рос культурный уровень человека и общества в целом. Хочется надеется, что он будет расти, и состояние экономики и других областей в жизни станет качественно иным. Важной составляющей здесь является культурный уровень средства массовой информации и отдельных представителей СМИ. В этом смысле очень приятно вас поблагодарить ту работу которую делаете вы делает Правду. Ру со всем коллективом и нельзя не радоваться что у нас в стране есть такие проекты и холдинги которые умеют делать качественную и профессиональную свою работу. К огромному моему сожалению, примеров не так много.
— Спасибо вам большое. Я со своей стороны хотела поблагодарить вас за теплые слова, за то, что нашли время придти к нам. Думаю, вас можно смело назвать настоящим образцом современного руководителя. Чем, больше таких людей будет в нашей стране, тем быстрей мы придем к процветанию.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.