Магазины для бедных

Бедным по магазинам - богатым по откату

Захотелось на ужин устриц? Пожалуйста! Мы давно забыли, что такое дефицит и сейчас в магазине можем найти почти все, что взбредет в голову. Были бы деньги. Всем остальным остается лишь смотреть и облизываться. Впрочем, появилась задумка создать магазины для бедных. Экспертов идея рассмешила: в стране взяток и откатов такой магазин — утопия.

Предложение создать в России специальные магазины для бедных появилось на сайте "Стратегии-2020". Экспертная группа, которая занимается обновлением концепции социально-экономического развития, посчитала, что с их помощью удастся побороть засилье продовольственных монополий.

Идея такова: на базе органов соцзащиты создаются торговые сети, продукты для которых будут закупаться у фермеров, индивидуальных предпринимателей и в личных подсобных хозяйствах. Получается, что всем будет хорошо: малоимущие граждане получат недорогие продукты, а поставщики, которым тяжело выйти на рынок, — неплохую прибыль.

Однако эксперты в светлую идею не поверили. Причина проста и, увы, традиционна для нашей страны: поставлять продукты в магазины будут не те, у кого товар лучше и дешевле, а те, у кого крепче дружба с администрацией того или иного региона. Получается, что борьба с "торговым диктатом продмонополий" станет лишь очередным взяткоемким проектом, от которого выиграют все, кроме тех, для кого проект и был создан.

Читайте также: Нищий: Рок, бизнес или хобби?

Несмотря на регулярные рапорты о том, что борьба с бедностью в России идет хоть медленно, но верно, число тех, кто не дотягивает даже до то ли смешного, то ли издевательского прожиточного минимума, еще очень и очень велико.

В прошлом году средний прожиточный минимум составлял чуть больше 5500 рублей, а число россиян, доходы которых и того меньше, — 14,7 процента, то есть больше 20 миллионов человек. Понятно, что в разных регионах ситуация разная, но общая картина ясна и печальна. Да и тех, кто зарабатывает не 5500, а 6500, назвать людьми со средним достатком язык тоже не поворачивается.

Что же делать тем, у кого на счету в буквальном смысле каждая копейка? Неужели любая мало-мальски хорошая идея обречена на провал из-за бюрократических проволочек, нечистых на руку чиновников и прочих "особенностей" российского жизнеустройства?

Кто-то говорит, что надо не магазины для бедных придумывать, а делать так, чтобы эти самые бедные становились богатыми, но такие призывы еще более утопичные.

Фото: AP

Пару лет назад ВЦИОМ провел опрос на тему возвращения продовольственных карточек, в ходе которого выяснилось, что 62 процента россиян были бы рады введению продуктовых карточек для малоимущих граждан, 58 процентов считают, что получать продукты по карточкам — не унизительно, а введение такой системы позволит беднякам питаться полноценно.

Другими словами, докажи чиновнику, что ты бедный, и получи карточку, которая позволит придти в специальный магазин и набрать продуктов просто так. Правда, опять столкновение с бюрократической машиной в виде сбора справок и неприветливыми дяденьками и тетеньками в серых кабинетах, которые, увы, так часто любят обвинять бедных в том, что они бедные.

Вот еще интересный момент: если верить все тому же ВЦИОМу, обеспеченные граждане идею поддержали гораздо горячее, чем граждане с доходами поскромнее. Что это? Переживание за ближнего или желание "срубить" с государства то, что, в общем, не нужно, но почему бы и нет, раз есть возможность.

Если хорошо и, главное, честно подумать, то магазины для малоимущих все же нужны. Хотя бы для того, чтобы уменьшить социальную напряженность. Недавние исследования социологов показали, что несмотря на то, что бедных в нашей стране вроде бы все меньше, смириться с неравенством в доходах у нас все равно не получается. Меньше 20 процентов россиян считают, что люди, которые смогли хорошо устроиться в жизни, сделали это честно. Остальные 80 уверены, что "от трудов праведных не наживешь палат каменных".

Впрочем, понятие самого богатства, в общем, тоже довольно относительное. Для одного богач — это Роман Абрамович, а для другого — человек, который набивает в супермаркете доверху тележку, пока он сам ищет молоко подешевле.

Социологи считают, что вот тот самый, который, не заглядываясь на ценники, заполняет тележку колбасой и прочими "деликатесами" на глазах у пенсионерок и безработных многодетных матерей, только усугубляет ситуацию, поэтому людей из столь разных миров лучше развести по разным углам. Это не значит — указать бедным, что они люди второго сорта. А просто открыть магазины без раков и элитного коньяка. Вопрос в том, кто захочет заниматься столь благородным делом просто по доброте душевной.

Читайте также: Чиновники подстрахуют миллионеров

В Москве подобная попытка провалилась. Как пишет портал IRN, громкий проект начала 2000-х "Народный магазин", который тогдашнее правительство Москвы собиралось развивать на собственные средства, с треском провалился по большей части из-за отсутствия этих самых средств. Дальнейшие подобные начинания разбивались либо из-за "забывчивости" чиновников, которые обещали льготы предпринимателям, да обещания не выполнили, либо из-за самих бизнесменов, которые под маской благородных порывов, просто пытались получить дешевые торговые площади.

Фото: AP

Впрочем, что греха таить, удачные примеры магазинов для бедных есть. Правда не у нас, а в братской Сербии. Когда грянул кризис, там появилась сеть под говорящим названием "СОС-Маркет". Цены в магазинах ниже среднерыночных процентов на семьдесят.

Зайти в такой магазин абы кто не может. Нужна карточка, которая подтверждает финансовую несостоятельность гражданина, а именно доход меньше 200 евро в месяц. Чтобы избежать перепродажи дешевых товаров, покупателям не разрешено набирать продуктов на год вперед. Масла, например, можно взять не больше трех бутылок за раз. Кроме того, такие магазины выгодны экономике — продукты в них, в основном, местного производства.

И тут возникает резонный вопрос: почему же в Сербии получилось? Возможно, ответом на него станет тот факт, что затеяли это все не чиновники, а общественная организация, Ассоциация независимых профсоюзов, которая занимается не политикой, а отстаиванием интересов людей. Наши же неправительственные организации почему-то больше озабочены оппозиционной деятельностью, а не нуждами и правами простых сограждан. И исправить ситуацию никак не удается.

Возможно, и у нас есть люди, которые готовы заняться чем-то подобным. Взять хотя бы доктора Лизу и ее "Справедливую помощь". Блогерша известна не громкими заявлениями и красивыми обещаниями сделать всем хорошо, а реальной помощью вполне конкретным людям. Как знать, может, "Справедливая помощь" смогла бы вытянуть столь масштабный проект и проконтролировать его честную работу? Но почему-то до сих пор эта мысль в голову доктора Лизы так и не забрела.

Впрочем, пока одни рассуждают о судьбах человечества, другие этому человечеству помогают. В городе Светлогорске Калининградской области семейная пара Дмитрий и Светлана Сабодаж в 2009 году организовали в своем магазине социальную торговлю без каких-либо указаний сверху. Как поведала газета "Сельская жизнь", цены в этом магазине для пенсионеров не повышаются, а понижаются до уровня себестоимости. В линейку социальных товаров входят мясомолочные продукты, яйца, чай, сахар, кофе, масло животное и растительное, мука. И даже некоторые овощи и фрукты. Еще в списке социальных товаров — бытовая химия: шампуни, мыло, стиральные порошки, средства для мытья посуды и домашней уборки. Схема обслуживания пострадавших от кризиса небогатых покупателей проста. Пенсионер, приходящий в магазин, предъявляет удостоверение и бесплатно получает личную "социальную карту". Обслуживают светлогорские меценаты не только своих, но и заезжих пенсионеров. К ним в магазин приезжают пенсионеры со всей округи.

Получается, и у нас в стране можно помогать тем, кто в этой помощи нуждается, не рассчитывая на взятки, а просто так, потому что это правильно. Почему только никто не спешит перенимать столь необходимый "положительный опыт"?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить