Ежедневно столичный метрополитен перевозит, по разным данным, около десяти миллионов пассажиров. За год, сами понимаете, метро пользуются многие-премногие миллиарды. Из них ежегодно в столичном метро гибнет от падения на рельсы от 140 до 160 человек. Доля погибших в общем потоке доехавших микроскопична. Но лучше бы и ее не было.
Можно ли и эту долю еще уменьшить? Сотрудники столичного метрополитена убеждены, что можно, хотя бы теоретически. До половины погибших в метро — самоубийцы, их вряд ли кто остановит. Но вот вторая половина — это случайно упавшие на рельсы люди. Причина их гибели — неосторожность, несоблюдение правил безопасности или катастрофическая переполненность московского метро. Вот об этой-то второй половине и поговорим.
Работники метро убеждены, что если пассажиры будут на все сто процентов, ежедневно и ежечасно соблюдать правила пользования метро, количество случайных падений на пути сократится до нуля.
Ну и что же? Спускаюсь в метро, с полчаса брожу по станции и практически нигде никаких инструкций по безопасному использованию метро не нахожу! По радио на эскалаторе слышу рекламу всего чего угодно. Говорят, конечно, и о том, как правильно вести себя на эскалаторе (кажется, с раннего детства этот же голос слышал. Ну, во всяком случае, эти же слова!). А вот о том, что делать, если вдруг попадешь в беду, свалишься на рельсы, ни слова. Может, способов уберечься от гибели в таком жутком случае вообще нет? Есть, оказывается.
Читайте также: Крыса-разведчик напугала нью-йоркцев
На сайте московского метро даже рисованная схема "спасения" появилась. Правда в картинках не каждый человек разберется. Давайте попробуем описать процесс спасения от колес метропоезда словами. Помнится, в далеком детстве заставляли учить нараспев: "Обходи трамвай спереди, автобус сзади!" или "Переходя дорогу, сначала посмотри налево, потом направо". До сих пор помню. И, представьте, эти правила соблюдаю. Так что жив еще.
Управление Московского метрополитена утверждает, что человек, в результате неосторожности или несчастного случая оказавшийся на рельсах метро, может сохранить жизнь и здоровье, если сумеет соблюсти необходимые меры безопасности. Самую большую опасность представляет не сам поезд (движущийся над лежащим в лотке между рельсами человеком поезд не причинит вреда), а контактный рельс с напряжением 825 Вольт, проходящий вдоль платформы.
Итак, что гласит метрополитеновская официальная инструкция: если вдруг вы упали на путь и можете самостоятельно двигаться, то встаньте и, не приближаясь к краю платформы, с которого вы упали, идите по ходу поезда к началу платформы. Стойте за черно-белой рейкой, укрепленной на пути,—ивывбезопасности.Работникметрополитенаподойдетиуведетвасизтоннеля.
Если при падении с платформы вы получили травму или видите приближающийся поезд, ложитесь лицом вниз в лоток между рельсами головой к поезду и пригните голову. Нельзя прятаться под край платформы, пытаться выбраться с пути: вдоль края проходит контактный рельс, на который подано напряжение 825 Вольт. Кстати, тормоза, применяемые в вагонах метро, обеспечивают тормозной путь примерно 200 метров.
Если на ваших глазах человек упал на путь, немедленно обратитесь к любому работнику метрополитена или милиционеру (пардон, уже к полицейскому) или передайте информацию оператору ситуационного центра с помощью колонны экстренного вызова (такие уже есть, и не по одной, на всех станциях без исключения). В случае их отсутствия и наличии приближающегося поезда метрополитеновцы рекомендуют принять меры к остановке прибывающего поезда круговым движением руки.
Ну и заодно, как гласит инструкция, в случае падения пассажира на путь между вагонами при стоянке поезда нужно совершить действие, препятствующее закрытию двери вагона, таким образом привлечь внимание машиниста и обратиться к любому работнику метрополитена. Другими словами, заблокируйте дверь — и поезд никуда не тронется. Если вы находитесь в этот момент внутри вагона — воспользуйтесь связью "Пассажир — Машинист". Во избежание падения на путь не заходите за ограничительную линию у края платформы до полной остановки поезда. Если ваши вещи вдруг упали на путь — следует срочно обратиться к работнику станции или постовому милиционеру. Ну вот, пожалуй, и все — логично и кратко. Главное — все-таки соблюдать инструкцию.
По-видимому, и новому руководству метро нужно озаботиться, чтобы получше информировать пассажиров о мерах безопасности: ничего не мешает подготовить короткий радиоролик и время от времени транслировать его.
Часто повторяемая в метро по радио информация о мерах безопасности вполне может войти в подсознание пассажиров, и они, попав в критическую ситуацию (не дай бог, конечно), вполне смогут воспользоваться ею, так сказать, "на автомате".
В заключение, с виду забавный, но на самом деле довольно печальный случай, описанный посетителем одного из московских интернет-форумов, связанных с транспортом: "Случайно уронил кошелек на пути, обратился к дежурной. Она увидела, что кошелек упал далеко (с перехода над путями). Достать его она не сможет. Говорит: "Поезда ходить перестанут (в час ночи) — достанем…". Меня это, конечно, не устроило. Говорю: "А если сам достану?" А она отвечает: "Я ничего не видела…" И ушла!…"
Вот такие дела…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.