История умалчивает, сколько людей погибло при падении с крыш вагонов во время Великой Отечественной при массовых эвакуациях. Статистики такой не велось. Сегодня, в мирное время, впору вести статистику жертв так называемого руфрайдинга — экстремальной езды на крышах вагонов метро или электричек.
Накануне в московском метро, на Филевской линии, погибли два студента, катавшиеся на крыше подземного вагона. Двадцатилетние парни самовольно вскарабкались на крышу вагона подземки и пустились в экстремальное путешествие. Тело одного студента было найдено на крыше вагона на станции "Киевская" со множеством переломов, тело другого обнаружили рядом с путями на перегоне между станциями "Кунцевская" и "Пионерская". По предварительным данным, молодые люди погибли в тот момент, когда поезд проходил под тоннельными ограничителями. Сейчас по факту жуткого чрезвычайного происшествия идет проверка. Кто виноват и что делать, никто, похоже, так и не знает.
В прессе уже была озвучена одна из причин, по которой парни пустились в подземный экстрим: мол, они собирались совершить самоубийство. Однако в эту версию верится слабо: тогда получается, что потенциальных самоубийств в одной только Москве тысячи, если не десятки тысяч. Порылся в интернете — и оказалось, что в социальных сетях десятки (впрочем, сколько точно, я не знаю — считать устал) групп, объединенных суперэкстремальными увлечениями. Ну, когда объединяются в интернет-сообщество неформалы, вроде эмо, готов, или грузчики (есть и такие), то тут хотя бы понятно. У этих неформалов есть весьма своеобразная, но все-таки собственная культура, хоть какие-то ценности, пусть и весьма, на мой взрослый взгляд, дурацкие. Но экстремалы, которые рискуют собственной жизнью, — у них-то какие ценности? Оказывается, какие-никакие, а есть.
Читайте также: Средневековые аналоги экстрима
В группе одной из социальных сетей нашел даже термины, которые используют ее юзеры для общения. Например, "зацепингом" называется езда в местах, изначально не предназначенных для проезда: на бамперах грузовиков, на руле мотоцикла, на стреле высоченного башенного крана. Катание на крышах поездов метро и пригородных электричек тоже входит в "зацепинг", но обозначается отдельным термином — "руфрайдинг". Самая многочисленная группа "зацеперов" насчитывает, как я понял, более двух с половиной тысяч человек.
Очень часто рисковые "зацеперы" выкладывают видео со своими подвигами в интернет. Дух захватывает. У меня, отца троих сыновей, душа уходит в пятки, и я откровенно радуюсь, что все мои отпрыски (народ, прямо скажем, не трусливый и бойкий) живут не в Москве, а в провинции, где нет метро. Впрочем, езда даже на велосипеде по нашим традиционно сплошь дырявым трассам — тоже экстрим, причем немалый. Но тем не менее… Кстати, судя по публикациям в социальных сетях, нет пока еще термина для обозначения тех удальцов, кто прямо перед приходом поезда метро бросаются в канал между рельсами (есть и такие). Предлагаю классное название: "падальщики"!
Люди постарше еще не так давно вовсю ругались на "паркур", скоростное преодоление препятствий. Теперь роликами, в которых бесстрашные ребятишки прыгают по крышам или по горам строительного мусора, уже никого не удивишь. Опасную забаву того и гляди внесут в олимпийское виды спорта… Тьфу-тьфу-тьфу, как бы не сглазить, действительно!
Не так давно хорошо порезвились в сети "джамперы", то есть ловкие прыгуны с крыш в сугробы. На многочисленных роликах, выложенных в Сети, молодые люди иной раз прыгают в снег аж с высоты третьего этажа! Еще один вид русского юниор-экстрима…
Работники метро и железнодорожники бороться с "зацеперами" всех пород пытаются. Однако, судя по всему, технически оградить молодых ухарей от возможности попасть на крышу вагона достаточно затратно. И, в общем-то, в планах московских строителей и проектировщиков метро пока не было установки защитных сооружений, которые не позволят пассажирам попасть на пути московского метро — во всяком случае, никаких внятных упоминаний об этом я так и ненашел…
И вот еще какой момент: судя по социальным сетям, среди "зацеперов" или "руфрайдеров" очень немного молодых жителей Санкт-Петербурга. Может быть, это оттого, что в питерском метро достаточно много станций, где вход-выход со станции в вагон и обратно спроектирован по концепции "двух дверей"? То есть на крышу вагона там так просто и не залезешь.
Откуда же все-таки появляются "зацеперы", прекрасно осознающие, что рискуют жизнью во время своих жутко опасных забав?
Своим мнением по этому поводу делится с читателями "Правды.Ру" психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:
"Не будем мудрствовать лукаво. Что-то вроде "зацепинга" или других экстремальных игрищ было всегда. Во времена моего детства, то есть лет тридцать назад, зимой модно было прокатиться прямо на подошвах ботинок, уцепившись за бампер автомобиля или автобуса, причем обязательно, чтобы видели девчонки. Сейчас жутко становится, как вспомнишь, — ведь это страшно опасно! Но как-то у меня, к счастью, обходилось. Страдало, в конце концов, лишь "мягкое место" — когда родитель прибегал к непедагогичным методам воспитания, обнаружив почти полностью сточенные подошвы и каблуки ботинок… В конце концов, отец отдал меня в юношескую секцию мотокросса, где драйва было даже больше. Так и отучил кататься на подошвах.
Вспоминается, что основной мотивацией такого катания была возможность как бы прославиться своей псевдосмелостью среди сверстников, в первую очередь среди девчонок. Жалко, они не стояли вдоль всех дорог… Сейчас у подростков и даже юношей возможностей козырнуть своей лихостью куда больше. Зацепившись за поручень вагона, снять себя любимого на видео и выложить ролик в интернет, и тобой, "героем", могут восхищаться вечно!
Есть ли лекарство от разнообразных "зацепингов"? Единой, какой-то общей рекомендации не озвучу. Главное лекарство от молодецких забав — возраст. Сорокалетний мужик не полезет за адреналином на крышу вагона. Подрастут — и будут с ужасом вспоминать свои "подвиги", как и я…
Читайте также: Бегство от серых будней, опасное для жизни
Ну, а для того, чтобы все-таки хоть как-то направить общественность и руководство метро на борьбу с "зацеперами", рискну все-таки поделиться мыслями по этому поводу, хотя, возможно, с ними кто-то может и не согласиться. Главное для большинства таких лихачей — не самому испытать драйв, а показать свою удаль знакомым, друзьям, возлюбленным, в конце концов. И тут главный элемент "подвигов" — своевременно выложить свой рисковый ролик в сети и его же раскрутить. Поскольку других возможностей прославиться у молодых сейчас немного, они чаще всего так и делают. Ну, согласовало бы, скажем, руководство МВД с начальством метро методы более тесного взаимодействия в этом вопросе — всем было бы легче! По стране прошло, например, уже немало уголовных дел о подстрекательстве к экстремизму в интернете. В конце концов, размещение в Сети "зацеперских" роликов своеобразно призывает к нарушению правил проезда в метро. Видео в интернете часто уже становилось поводом для возбуждения судебных дел. Скачивайте ролик — и идите в суд, в конце концов!
Еще аспект — развитие достаточно рисковых, но, так сказать, "официальных" видов спорта: мотогонок, фристайла, прыжков с трамплина и других — и все видят, и здоровью польза. Мне могут возразить: такие виды спорта достаточно затратны, не у всех есть средства на покупку, скажем, хороших горных лыж. Ну, тут уж вопрос к государству: спорт, как и здравоохранение, должен быть доступен всем.
Ну и в заключение — об обеспечении конкретной безопасности в метро. Много сейчас говорится о борьбе с терроризмом, да и меры, в общем-то, какие-то принимаются. Думается, узкие специалисты смогут все-таки найти и организационные, и технические меры борьбы с "зацеперами". Если, конечно, всерьез этим озаботятся! Пока этого не наблюдается…"
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.