Законопроект "О полиции", вступающий в силу 1 марта, продолжает вызывать самые различные оценки общественного мнения. Многие считают, что от переименования вывески ничего не изменится. Существуют также опасения, что с вступлением в силу нового закона "менты" получат еще больше прав на вмешательство в частную жизнь граждан и ограничение их свобод.
Напомним, согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в августе 2010 года, большинство опрошенных (63 процента) полагают, что переименование российской милиции в полицию ничего не изменит. Каждый десятый россиянин ассоциирует полицию с чем-то негативным, двенадцать процентов считают это слово "чем-то чуждым России", четыре процента испытывают ассоциации с "полицаями, фашистами, оккупацией" и три процента — с "боевиками, детективами и западным кинематографом".
В то же время часть опрошенных ассоциирует слова "полиция", "полицейский" с аналогом полиции за границей (15 процентов) и с "защищенностью, порядком, надежностью" (13 процентов).
Развеять существующие среди россиян опасения решил один из главных инициаторов закона "О полиции" президент РФ Дмитрий Медведев. В интервью газете "Ведомости" президент назвал ошибкой мнение, что полиция получит больше прав, чем раньше было у милиции. "Когда мы начали кодифицировать права полиции, возникло ощущение, что они получили то, чем раньше не располагали. Это ошибка, просто мы все свели в один документ", — сказал глава государства.
Читайте также: Последний День милиции. Имидж — это наше все
"Большинство опасений носит фантомный характер. Например, возникли опасения по поводу возможности полиции заходить в помещение, пошла общественная дискуссия. Я поручил проверить, так ли это. Все проверили — нет", — сказал Дмитрий Медведев.
"Я, конечно, слежу и буду следить за тем, в каком виде этот закон выйдет из Федерального собрания", — заверил общественность глава государства. По его мнению, новый закон "уж точно не станет шагом назад, потому что впервые мы создаем такой мощный закон, регулирующий деятельность милиции на уровне акта высшей юридической силы".
Член авторского коллектива по созданию нового закона "О полиции" депутат Госдумы Александр Гуров в интервью информационному агентству "Росбалт" также постарался развеять опасения граждан о расширении полномочий сотрудников полиции: "В этом законопроекте столько места отведено статьям, ограничивающим деятельность полиции, что в сравнении с ними пока еще существующая милиция — это какая-то вольница Стеньки Разина! Основной упор в будущем законе о полиции нацелен именно на недопустимость нарушения прав и свобод человека и гражданина, жесткое наказание сотрудников полиции, преступивших эту черту".
Как один из разработчиков законопроекта депутат Госдумы предложил еще более ужесточить ответственность полицейских. В частности, ввести правила особого, сокращенного по времени рассмотрения обращений граждан по случаям злоупотребления властью сотрудниками полиции.
"Закон о полиции не конкурент Уголовному кодексу, в нем уже имеется ряд норм, предусматривающих суровое наказание государственным служащим, нарушившим нормы уголовного права, в том числе полицейским", — заявил Александр Гуров.
Спикер Госдумы Борис Грызлов также считает, что принятие закона "О полиции" позволит устранить негативные явления, которые наблюдаются в нынешней российской милиции, — в частности, существование "оборотней в погонах".
Более того, лидер фракции единороссов отметил, что проект закона о полиции можно считать "действительно всенародным", поскольку до внесения в Госдуму он был выдвинут на общественное обсуждение. В общей сложности в обсуждении законопроекта приняли участие полтора миллиона человек. При этом 33 тысячи из них высказали конкретные предложения, часть которых была принята: по словам Грызлова, 10 из 56 статей закона были "фактически переписаны заново" на основании общественного мнения.
Однако у некоторых политиков иное мнение по поводу нового закона. Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что законопроект "О полиции" лишь имитирует реформу органов внутренних дел. По его словам, реформа в случае принятия нового закона сведется "к смене табличек" при переименовании милиции в полицию.
Читайте также: Работать в милиции никто не хочет
Председатель комитета Госдумы по безопасности генерал-лейтенант милиции Алексей Розуван в свою очередь считает, что если говорить о реформе внутренних дел, то нужно обсуждать не только закон "О полиции". Нужно вести речь и о других законах, которые должны способствовать реформированию органов внутренних дел, органов милиции. По мнению этого депутата, реформирование органов внутренних дел должно проходить наряду с реформированием и других правоохранительных систем. Это и ФСИН, и прокуратуры, и судейское сообщество, органы наркоконтроля, и так далее. "Потому что полиция, органы внутренних дел в своей работе взаимосвязаны со всеми этими структурами и реформировать одно ведомство, оставляя без реформы другое, невозможно. Поэтому, в принципе, все будет зависеть от того, насколько успешно будет происходить реформа в других правоохранительных структурах", — сказал в передаче радио "ФинамFM" Алексей Розуван.
Сравнивая законопроект и его концепцию, которая ранее была вынесена на обсуждение общественности, Геннадий Гудков отметил, что "в итоге мы получили то же самое, только вид сбоку". "К сожалению, гора родила мышь", — считает депутат от "Справедливой России". Результатом реформы МВД России в лучшем случае станет "сокращение в рядах российской милиции на 20 процентов евсюковых. В этой ситуации не понятно, зачем вообще нужно было затевать общественную дискуссию", — заявил депутат.
Тем не менее общественная дискуссия продолжается. С новой силой она вспыхнула после очередного теракта, случившегося в понедельник в аэропорту Домодедово. Ведь за безопасность граждан там отвечала не только служба безопасности аэропорта, но и милиция.
Станет ли она действовать эффективнее, превратившись в полицию? Вопрос остается открытым.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.