Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова сделала ряд интересных заявлений на недавнем брифинге. По ее мнению, высокопоставленные чиновники не должны оказывать давления на суд, судей надо защищать также от угроз со стороны психически неуравновешенных граждан. И еще, несмотря на рост жалоб, доверие граждан к судебной системе в целом значительно выросло.
Ольга Егорова заявила журналистам, что публичное высказывание со стороны высокопоставленных чиновников своего мнения об уголовном деле, по которому еще не вынесен приговор, может быть расценено как давление на суд. "Это глупость чиновников, — сказала она, отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС. — Дождитесь вступления приговора в законную силу, а потом можете говорить и критиковать. До этого надо выбирать выражения".
Возможно, Ольга Егорова имела в виду публичные высказывания оппозиции, критически настроенной по отношению к "басманному" правосудию. Однако юридические обозреватели некоторых СМИ тут же не преминули вспомнить, что за несколько дней до вынесения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по самому громкому делу прошлого года премьер-министр заявил во время выступления в телепрограмме "Разговор с Владимиром Путиным", что считает вину Ходорковского доказанной. "Мы должны исходить из того, что преступления Ходорковского в суде доказаны", — сказал Путин, а после передачи пояснил, что имел в виду приговор по первому делу и не считает свое выступление давлением на суд.
Читайте также: Фокус им. Ходорковского, или Как из частного сделать общее
Спустя несколько дней президент Дмитрий Медведев, комментируя в прямом эфире дело Ходорковского, сказал, что ни президент, ни иное должностное лицо не имеет права высказывать свою позицию по этому делу до вынесения приговора.
"Как президент об этом я думаю следующее: ни президент, ни иное должностное лицо не имеет права высказывать свою позицию по этому делу или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора, или обвинительного, или оправдательного", — сказал Медведев.
Апеллировала ли своим заявлением на брифинге председатель Мосгорсуда к главе государства, или же это было предостережением оппозиции, которой среди высокопоставленных чиновников вроде бы не замечалось, сказать однозначно сложно.
Но вот обращение к московским властям обеспечить охрану судей, которые подвергаются угрозам, прозвучало вполне конкретно. Накануне на заседании "О подведении итогов работы мировых судей города Москвы, районных судов города Москвы и Московского городского суда" председатель Мосгорсуда Ольга Егорова заявила, что в Москве в 2010 году участились угрозы в адрес судей. "Угрозы в адрес судей участились. Я расцениваю это как попытку оказать давление на судебную систему", — заявила Егорова, призвав коллег быть максимально бдительными и внимательными и сразу сообщать о любом давлении, любой угрозе. Она отметила, что судьям приходится иногда работать с психически неуравновешенными людьми: "В прошлом году четыре человека, которые судились в Москве, были направлены на принудительное лечение в психиатрические больницы. Сами понимаете… Если вы грубо поговорите с такими людьми, то результат может быть сами знаете какой".
Ольга Егорова сообщила, что возлагает большие надежды на то, что московские правоохранительные органы всерьез займутся обеспечением безопасности московских судей. "Мэр Москвы сообщил, что обязал милицию обеспечить охрану судей в особом режиме, — заявила председатель Мосгорсуда, — надеемся, что это даст результаты".
По ходу брифинга председатель Мосгорсуда сделала еще несколько заявлений, которые, мягко говоря, противоречат одно другому. Так, с одной стороны, Егорова подчеркнула, что доверие граждан к московским судам растет. Неуклонный рост жалоб в московские суды на органы власти свидетельствует о повышении доверия к судебной системе. Причем 50 процентов этих жалоб удовлетворяются, подчеркнула Егорова.
"Хочу отметить, что большинство наших судей — порядочные и честные люди. В прошлом году нам поступила 101 благодарность от участников процесса в адрес судей", — сказала Егорова.
Однако, стараясь сохранить судейскую объективность, председатель Мосгорсуда констатировала, что в последние три года жители Москвы также жалуются на грубость сотрудников судов и на волокиту: "Как и в прежние годы, лидирующие позиции здесь занимают волокита и хамство. Также в качестве претензии граждане и организации отмечали ненадлежащее извещение со стороны суда о назначении судебного заседания, а также о невысылании по почте копий судебных решений". Лидерами в 2010 году по количеству жалоб на нарушения судейской этики председатель Мосгорсуда назвала Тверской, Мещанский, Замоскворецкий и Савеловский суды столицы.
Егорова не уточнила, какое количество жалоб было подано на судей перечисленных судов, однако добавила, что недостаточно аргументированные аресты и продления сроков содержания под стражей фигурантов уголовных дел являются основной причиной внимания к России Европейского суда по правам человека.
При этом Егорова попеняла следственным органам, которые и составляют ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей.
Но, пожалуй, самой любопытной деталью в приведенной Егоровой статистике московских преступлений можно считать количество рассмотренных в прошлом году дел "о взятке". Они составляют всего два (!) процента из числа уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Ровно столько же проходило дел по статье "убийство".
В то время как Москву считают одним из наиболее коррумпированных городов России, подобная статистика просто опрокидывает сложившееся мнение о столичном мздоимстве.
Но, очевидно, председателю Мосгорсуда виднее, какого рода преступления превалируют в Москве. По ее словам, в частности, 22 процента дел были связаны с незаконным оборотом наркотиков, 18 процентов — дела по статье "кража", 15 процентов — "грабеж". Прямо скажем, тоже не очень веселая статистика, но вот всего два процента взяточников просто поражают.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.