Трудные дети: "На перепутье"

В Доме журналиста в Москве состоялась премьера документального фильма Светланы Свистуновой "На перепутье". Фильм рассказывает о судьбах трудных подростков, оказавшихся в местах лишения свободы, а также о новых ювенальных методиках, которые используются для работы с несовершеннолетними. Это первая документальная лента, рассказывающая о ювенальной юстиции в России.

После фильма состоялся круглый стол. В дискуссии приняли участие Надежда Ажгихина, секретарь Союза журналистов России; Олег Зыков член Общественной палаты РФ; Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в г. Москве; Светлана Свистунова, автор и режиссер фильма; представители СМИ.

"Когда я прежде смотрела фильмы о преступлениях подростков, то видела лишь те ужасы, которые совершали малолетние преступники, — рассказала Светлана Свистунова. — Но вопрос, как с такими детьми работать, не освещался. Я решила изучить проблему их реабилитации и показать это в своем фильме".

Уникальный опыт по реабилитации трудных подростков накоплен в Рязанской и Ростовской областях, где и проходили съемки этого фильма. Один из героев фильма — директор Азовской воспитательной колонии для несовершеннолетних Виктор Сердюков. Он преподает историю, обществознание и гражданское право. Воспитанников называет "мои дети". Работу с ними приходится начинать чуть ли не с нуля, ведь это подростки, которым прежде никто не уделял внимания. Здесь с ними проводят различные тренинги, ролевые игры. Виктор твердо убежден, что ребенок и тюрьма несовместимы и надо сделать все, чтобы воспитанник колонии не попал во взрослую тюрьму. В противном случае он, вероятнее всего, пройдет там свои университеты и выйдет закоренелым преступником.

Читайте также: Дочь продала квартиру, чтобы оплатить убийство родителей

"То, что мы имеем сейчас, — это не реабилитация", — подчеркнул участник круглого стола Евгений Бунимович, признанный поэт, но "больше, чем поэт", также школьный учитель математики со стажем и уполномоченный по правам ребенка в Москве.

Для того чтобы, отбыв срок, подростки сумели адаптироваться в социуме, в другой подростковой колонии — женской воспитательной Рязанской области — воспитанниц незадолго до освобождения помещают в специальный реабилитационный центр. Там есть своя кухня, где каждый может приготовить себе еду, комната на четверых и телевизор.

Фото: AP

Кристина вот уже три года отбывает наказание за убийство. За примерное поведение она переведена в реабилитационный центр. Там девочка смотрит свою любимую телепрограмму — "Дом-2". "К сожалению, — говорит режиссер, — Кристина именно такой видит жизнь. Снимая свой фильм,ясмотрела на девочку и понимала, что она уже живет там, в этом шоу. Другой жизни она не хочет".

Проблемы у детей совсем не детские, это становится ясно с самого начала ленты. "Изо всех щелей там буквально лезет Достоевский", — призналась Светлана Свистунова во время обсуждения картины.

Тема преступления и наказания, страдания, искупления вины. Восемнадцатилетняя Настя осуждена на шесть лет колонии. Тоже за убийство. Три года назад в припадке ревности девушка скинула соперницу с двенадцатого этажа. Да, она не ведала тогда, что творила, но теперь судит себя самым строгим судом и на вопрос, искупила ли свою вину, твердо отвечает: сделать это невозможно: "Ведь я здесь, а она там". Да, в этом случае наказание адекватно преступлению, но зачастую оно бывает несоразмерным.

Читайте также: Ювенальная юстиция и ее "жертвы"

Другой герой фильма — подросток, который за незначительное преступление провел полгода, пока велось следствие, в предварительном заключении, после чего был… оправдан! Авторы фильма деликатно не показали лица мальчика, которому такое "правосудие" просто сломало жизнь. Если бы им занималась ювенальная юстиция, такого бы не произошло. Необходима система государственных органов, которые вершат правосудие по делам несовершеннолетних. Во многих случаях подростку достаточно условного наказания, но при этом его нужно постоянно контролировать, опекать. И это возможно: такой опыт тоже отражен в фильме.

Слова "ювенальная юстиция" у всех ассоциируются с ужасными полицейскими, которые за малейший шлепок отбирают детей у родителей. На самом же деле ювенальная юстиция — это особый подход к подросткам, которых нельзя судить во "взрослом" суде, помещать в заключение вместе со взрослыми преступниками. Вот что говорит о ювенальной юстиции режиссер картины: "Люди просто не понимают, что это такое. Не понимают, что это борьба за ребенка".

Сегодня ювенальные методики уже работают в судах Ростова-на-Дону и Таганрога. А вот в Москве из-за них разгораются скандалы, нашлись противники подобных мер в Государственной думе.

Часто бывает так, что убийство, совершенное подростком, — это результат насилия, от которого он пострадал ранее, считает член Общественной палаты РФ Олег Зыков: "Если нет уважения к детям, то у детей нет возможности вырасти законопослушными гражданами".

Удивительно, что фильм, посвященный таким непростым проблемам, получился вовсе не мрачным, "чернушным", а, наоборот, светлым, оптимистичным, с верой в человека, в то, что лучшие черты в нем возобладают. Главное — чтобы кто-то подал руку на перепутье судеб.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить