Ворота в небо стали адом на земле

Аэропорты Домодедово и Шереметьево, в которых тысячи человек несколько суток ждали своих рейсов в совершенно диких условиях, сейчас рапортуют о том, что ситуация потихоньку налаживается. Но до сих пор нет ответов на главные вопросы: почему аэропорты оказались не готовы к зиме и массовым задержкам и какова вероятность повторения коллапса?

Самое, наверное, страшное во всей ситуации даже не сами задержки, а полная неготовность столичных аэропортов к работе в критической ситуации: воды, питания, мест в гостиницах катастрофически не хватало. А персонал, как оказалось, не знал, что делать и как себя вести.

Напомним, что в воскресенье из-за ледяного дождя, обрушевшегося на столичный регион, аэропорт Домодедово остался без электричества. Самолеты, которые должны были садиться в Домодедове, стали направлять в аэропорт Шереметьево, также испытывавший определенные проблемы из-за аномальных погодных условий. В Шереметьеве возникли проблемы в связи с нехваткой антиобледенительного реагента: из-за непогоды его требовалось втрое больше. Авиакомпании во избежание аварий отменили большое количество рейсов.

По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек. Многие жаловались на то, что их не кормят и не поят, хотя по правилам должны, что цены в малочисленных кафе взлетели до небес, но даже при этом еды для всех не хватает. И самое главное — никто не может сказать несчастным пассажирам, когда же они наконец смогут покинуть аэропорт. На тех, кто решил вернуться домой, не постыдились нажиться частные извозчики. Доехать до Москвы из Домодедова пассажирам предлагали "всего" за десять тысяч рублей.

Длительное ожидание, отсутствие информации, да и вообще, мягко говоря, не самое хорошее отношение к пассажирам со стороны перевозчиков и администрации аэропортов, — все это привело к тому, что у людей стали сдавать нервы. Время от времени появляются сообщения о потасовках в аэропортах и чуть ли не акциях протеста пассажиров. Недовольные длительными задержками рейсов люди в терминале D Шереметьева избили нескольких сотрудников авиакомпании "Аэрофлот". Среди пострадавших есть женщины.

Читайте также: Невылетевших пассажиров успокаивает ОМОН

Фото: AP

Вот что пишут сами жертвы задержек. Ситуация в Шереметьеве: "Я видел много разных картин и, как молодой отец, воспринимаю их очень болезненно. Хотите зарисовочку? Легко! В коробке, которую используют при досмотре, постелены куртки, на них спит восьмимесячный малыш. Мама с красными от недосыпа глазами пытается аккуратно качать ребенка. Коробка стоит на полу, мамочке "сердобольные" пассажиры место на сидушках не уступили, но их (при желании) тоже можно понять. По полу дует сильный сквозняк (доносящий запах сигаретного дыма) от постоянно открывающихся дверей, куда бегают любители покурить", — делится блогер antonioinred.

Он же рассказывает: "Из Хабаровска борт вылетел с пятичасовой задержкой. После посадки пассажиров промариновали внутри самолета шесть часов… Шесть часов без воды и еды в запертом самолете, стоящем в какой-то мифической очереди! Руководство Fraportа померло бы от смеха. Ау, кодекс! Ау, ICAO! Когда пассажиры окончательно взбунтовались и собрались самостоятельно открыть двери, чтобы спуститься по надувным трапам, борт чудесным образом, миновав "очередь", разгрузился в гостеприимных недрах нашего терминала… Горячее питание люди не получили до сих пор".

Или вот совсем жуткая история: "Только что рейс из Сочи взял в плотный круг представителей авиакомпании. Требуют правосудия. Представители повели народ на другой этаж к другим представителям. Говорят: "Вы тут можете сидеть сколько хотите и ходить куда угодно! Никто никакой информации вам не даст".

Миша умер пять дней назад. Его везут хоронить. В аэропорту сидит его жена, в Симферополе ждут родители и бьются головой об стену. Миша внезапно умер, ему было 39 лет. Мишу везет Люда, моя крестная мама, поэтому я все это знаю. Люда везет Мишу двое суток. Теперь им сказали, что рейс будет утром. Они уехали домой. Миша остался тут, потому что прошел таможню. Я сижу на полу. После того как жена Миши просидела тут двое суток, мне нельзя жаловаться. Пассажиры каким-то образом попали к микрофону, по которому объявляют посадку и регистрацию. Объявляют: "Двенадцатый выход на Уфу — это обман! Посадки нет! Мы хотим домой".

Когда объявляют рейс на посадку, раздаются аплодисменты. Хлопают те, кому повезло. И даже те, кому не повезло. Такая радость! Люди обнимаются. Потом я спускаюсь за кофе и вижу, как пассажиры рейса, который час назад объявили на посадку, стоят около выхода. Нельзя сказать, что все на пределе. Тут нет никакой паники. Тут просто пи****, и все", — рассказывает eprst2000.

Пассажиры писали жалобы в специализированные сообщества прямо из аэропорта: "Слушайте, ну это уже переходит все границы! В Домодедове дышать нечем, ВОДЫ НЕТ! ПИТЬЕВОЙ! Нигде. Про БЕСПЛАТНУЮ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ я молчу. Ну поставьте вы хоть кулер в стерильной зоне, хоть по одному на этаж. Тут же дети и люди пожилые, им плохо!"

Читайте также: Пассажиры не избивали работников "Аэрофлота"

Во вторник представители воздушных гаваней стали сообщать, что ситуация налаживается: задержанные рейсы потихоньку вылетают, ожидающих обеспечивают едой и водой. Тем не менее ситуация пока далека от идеальной.

На весь этот беспредел наконец обратили внимание в специализированном ведомстве. Во вторник Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном транспорте начала проверку авиакомпаний и аэропортов Домодедово и Шереметьево. Как сообщается, "по итогам будет принято процессуальное решение относительно наличия неправомерных действий сотрудников". Какую пользу это принесет (если принесет) работе аэропортов и людям, которые были вынуждены множество часов провести в аэропорту, не зная, смогут ли улететь, пока неизвестно.

Хорошо бы, если бы аэроузлы и перевозчики научились чему-нибудь на горьком опыте, сделав на всякий случай запасы антиобледенительной жидкости, топлива, воды и продуктов питания. И еще не забыли бы увеличить количество сидячих мест в терминалах и позаботились о местах в гостиницах, а также установили побольше аппаратов с шоколадками и кофе. Ведь такая ситуация, особенно зимой, хоть и маловероятна, но все же не исключена. Учитывая, что впереди еще январь и февраль, такой коллапс может повториться не один раз. Стоит ли испытывать судьбу или все же лучше подготовиться к неожиданностям заранее?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить