Мероприятия в плане "рекламы милиции" начались лет десять назад, когда появился явный диссонанс между тем, какой милиция должна быть, и которой, увы, является на самом деле. Для улучшения имиджа надо не столько рекламировать подвиги, которые должны быть исключением, — сколько не допускать совершения преступлений сотрудниками органов.
Знакомая прислала фото, которое сделала около школы сына. На плакате изображена девочка в одежде весьма психоделической раскраски, а надпись гласит: "Чтобы в плохую погоду быть заметным для водителя, старайся одеваться ярче, пользуйся светоотражающими нашивками. Зонт надо держать так, чтобы видеть приближающийся автомобиль".
Все правильно вроде бы. Но впечатляет. Девочкам так одеваться еще можно, но на мальчика явно будут коситься. Зонт, с моей точки зрения, логично носить так, чтобы он защищал от дождя — т. е. сверху. Автомобили же с этого направления приближаются крайне редко.
Читайте также: Красноярская милиция заплатила миллион за "левое" оружие
Этот плакат как бы символизирует десятилетие, в течение которого периодически предпринимаются попытки провести компанию по улучшению имиджа милиции среди населения России.
Из той же серии: сейчас в Москве можно встретить прилепленные на заднее стекло милицейских автомобилей бумажки формата А-4 "Товарищи водители, уступайте дорогу пешеходам". Подойти рассмотреть поближе мало кому придет в голову, а издали — очень похоже на "продам автомобиль недорого".
Не так давно вся Москва была обвешана билбордами: "Участковый от слова участие". Хотя участковый от слова "участок". И ныне в этих "участках" нередко творится такое, что криминальные хроники леденеют, а виновных в издевательствах не успевают задним числом увольнять из органов.
Совсем свежее: в Хабаровске появились плакаты "УВД предупреждает о вреде нецензурной брани. Шагай без мата. Культура речи — культура нации".
Интересно, автор идеи хоть раз сам в отделении милиции был, слышал, как там сотрудники матом разговаривают? Так сказать, доводят свои соображения до населения быстро и эффективно — не до интеллигентских экивоков. Но плакат умиляет.
Мероприятия в плане "рекламы милиции" начались, пожалуй, лет десять назад. Конечно, и в СССР были передачи, которые рассказывали о буднях и подвигах, был и сериал "Следствие ведут знатоки", но актуальным вопрос стал в XXI веке — когда появился явный диссонанс между тем, какой милиция должна быть, и которой, увы, является на самом деле. В результате "реформ" 90-х из штата вышло большинство профессионалов, поскольку семьи надо было на что-то кормить, а оставшиеся сотрудники были вынуждены выживать разными способами — от взяток до "крышевания".
Так что не удивительно, что с того времени и по настоящее многие граждане больше опасаются милиции, чем преступников. От преступника хоть отбиться можно — а милиционеру по закону и сопротивляться-то нельзя. Даже если "Нургалиев разрешил"
Поэтому попытки как-то улучшить имидж МВД предпринимаются регулярно. Первая, о которой помнится, — это 2001 год, когда Борис Грызлов (тогда — министр внутренних дел) попросил группу так называемой творческой интеллигенции помочь улучшить имидж милиции в глазах населения. Роль представителей творческой интеллигенции исполняли Лещенко, Винокур, Зыкина, Табаков, Глазунов. Новостные агентства опубликовали сообщение, что деятели искусств согласились с "некоторыми предложениями", и на этом все закончилось.
В 2003 году развернулась масштабная компания, которую планировали совместно с иностранными рекламными агентствами BBDO и McCann Erickson.
Планировалось множество социальной рекламы, причем площади под нее предоставлялись бесплатно, а расходы на изготовление брали на себя некоторые фирмы, чей логотип помещался бы на плакаты.
Планировалось две серии. Первая — это полезные советы от МВД. Из проекта, избранное: "Не носи кошелек в заднем кармане", "Подумай, прежде чем заходить в лифт с незнакомым", "Темный двор лучше обойти", "Не садись в машину к незнакомому человеку" (а как на такси ездить?).
Читайте также: В Новгороде появится подразделение конной милиции
Вторая — это краткие тезисы о том, как служба опасна и трудна: "На самом деле у милициисложная работа, не то, что вы думаете", "У нас ненормированный рабочий день, потому что у нас не работа, а служба", "Утром мы тоже идем на работу, только не всегда возвращаемся вечером", "У нас тоже есть выходные дни, только у вас они чаще", "Нам разрешено носить оружие, потому что кто-то носит его без разрешения" (а почему по той же причине не разрешено законопослушным гражданам для самообороны?).
Мероприятие широко рекламировалось, а потом как-то резко заглохло. Видимо, руководство МВД сочло, что реклама рекламы — вполне самодостаточна.
Достаточно распространенный метод "громко заявить о проекте и потихоньку его прикрыть" не обошел и эту область. Из свежего: в апреле 2009 года ГУВД по Красноярскому краю объявило среди студентов Сибирского государственного аэрокосмического университета конкурс проектов по улучшению имиджа сотрудников органов внутренних дел. Лично смотрел новости на их сайте: все сроки давно прошли, а о результатах конкурса — молчок.
Когда же мероприятие по улучшению имиджа все же проводится, то все равно ничего путного не получается.
Помните, после инцидента с Евсюковым замминистра (в то время) внутренних дел Аркадий Еделев назвал убийство мирных граждан милиционером "единичным случаем"? После этого журнал "Esquire" разместил календарь, в котором с дня преступления и до конца года каждая дата была снабжена комментарием "какое преступление совершили сотрудники МВД в этот день".
Ответ на такое должен быть ассиметричен, оправдание заведомо ставит в проигрышное положение. Однако российское МВД не придумало ничего лучшего, чем издать "календарь мужества", в котором также, по датам, сообщается о благородных и самоотверженных поступках сотрудников правоохранительных органов.
Впечатление при сравнении своеобразное: мол, дата такая-то; в этот день такой-то сотрудник совершил подвиг, а такой-то — пытал невиновного.
Вообще же — все пущено на самотек. Летом по блогосфере широко разошелся пост о рекламе МВД, якобы заказанной блогерам. При этом не ясно, что же там произошло на самом деле.
Сначала блогер и оппозиционер Роман Доброхотов заявил о том, что ему предложили разместить за деньги серию постов "в поддержку МВД" (за первый пост — 2000 р., за остальные — по 1000р.). В качестве доказательства он привел список других блогеров, около 50 человек, которые писали заказные посты на подобную тему приблизительно в то же время.
Сам Доброхотов возмутился тем, что такое предлагают ему, как известному оппозиционеру, после чего опубликовал у себя пост на тему, и даже заявил, что 2000р. ему прислали. Обещал вернуть.
В МВД подобную рекламную компанию отрицают, зато блогер Любер, занимающийся как раз вопросами пиара в блогах, опубликовал типа признание, что это ему заказали черный пиар МВД, и он, негодуя, отказался по политическим соображениям.
После чего — логика где? — решил "доставить себе немного удовольствия" и сделать то же самое за бесплатно. Тогда "его человек" связался с Доброхотовым, "провел с ним задушевную беседу и показал на деле не существующие списки продажных блогеров".
Противоречий в обоих версиях предостаточно, но я не собираюсь проводить исследование, выясняя, что там было на самом деле. Какая разница-то? Просто хорошая иллюстрация к отношению в народе к МВД.
Между прочим, на днях в Министерстве внутренних дел одобрен проект нового штатного расписания центрального аппарата ведомства.
Показательно, что самое большое сокращение ожидает Департамент экономической безопасности МВД РФ. У нас же с экономикой, коррупцией и т. д. все замечательно, не так ли?
Остальные департаменты сокращаются в меньшей степени, но все равно на 20-30 процентов. А вот штат Управления информации и общественных связей распухнет почти в два с половиной раза.
Я, может, что-то не так понимаю, но с моей точки зрения для улучшения имиджа надо не столько рекламировать подвиги, которые должны быть исключением — при нормально поставленной профилактической и оперативной работе подвигам практически нет места, — сколько не допускать совершения преступлений сотрудниками органов. Вот тогда имидж улучшится автоматом. А так, друзья, как не садитесь…
Самые интересные новости читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.